Стереотипы внешности в современной детской российской анимации
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2018.111Аннотация
В статье произведения современной российской мультипликации рассматриваются как источник социальной дискриминации, а именно как средство воспроизводства стереотипов о внешнем облике. В исследовании проверяются две гипотезы, первая из которых заключается в том, что в мультфильмах можно выявить повторяющиеся стереотипные связки «внешний облик — черты характера». Мы предполагаем, что существует набор визуальных маркеров, характеризующих внешность мультипликационных героев, при этом героям, внешне маркируемым определенным образом, по сценарию приписываются конкретные черты характера. Вторая гипотеза содержит предположение о том, что «шаблонные» внешние образы персонажей могут быть связаны с определенным набором ситуаций, в которых этот персонаж действует. Обнаружение подобной зависимости на материале нескольких мультфильмов позволит говорить о том, что использование «типажных» персонажей в определенном перечне ситуаций — скрытая закономерность, отражающая влияние циркулирующих в обществе стереотипов о внешности на самих мультипликаторов. Анализируются три современных детских российских мультипликационных сериала («Смешарики», «Барбо-скины», «Белка и Стрелка. Озорная семейка»). В первой части эмпирического исследования внешний облик персонажей сопоставляется с их характером, вследствие чего определяются основные для перечисленных мультфильмов типажи. Во второй части исследуется взаимосвязь типажа героя и перечня тем, в контексте которых он возникает. Основной по значимости результат — выявление таких типажей, как «герой», «персонаж-девочка», «умник», «красотка», «злодей».
Ключевые слова:
дискриминация по внешности, лукизм, детская анимация, стереотипы
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.