Коммуникативный капитал: концептуализация понятия

Авторы

  • Владислав Владимирович Декалов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2017.402

Аннотация

В статье сделана попытка теоретической и методологической концептуализации понятия «коммуникативный капитал». С одной стороны, автором анализируется опыт применения этого понятия в отечественных и зарубежных исследованиях в области экономики и социологии. С другой стороны, автор рассматривает это понятие с позиций критической медиатеории, и в частности концепции коммуникативного капитализма Дж. Дин. Автор развивает данную концепцию и фокусирует ее на исследовании формирования отношений труда и капитала в условиях медиатизированной и коммодифицированной сетевой коммуникации, т. е. «рынка внимания»: интернет-пользователи, сетевые бренды и социальные платформы функционируют в поле, где помимо традиционных форм капитала (экономического, социального и культурного) актуализирован капитал коммуникативный. Предлагая интерпретацию новых процессов концентрации и конвертации коммуникативного капитала, автор при этом останавливается на процессе его монетизации. В конце статьи представлены модели монетизации коммуникативного капитала на макро- и микроуровнях, а также соответствующие практики привлечения и удержания внимания аудитории, стимулирования ее не только на коммуникационную активность, но и на покупки внутри участка сети. Таким образом, автор понимает применение держателями сетевых брендов как практики мультиэксплуатации (когда аудитория становится внутренним мини-рынком на участке сети и в то же время — объектом продажи для рекламодателя). Те же практики используются социальными платформами на макроуровне (созданный аудиторией продукт привлекает новых участников, и все они также интересны политическим и бизнес-группам как покупатели товаров или носители смыслов и предпочтений). Библиогр. 37 назв. Ил. 3.

Ключевые слова:

социальная теория медиа, критическая теория общества, коммуникативный капитализм, коммуникативный капитал, экономика внимания

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Brophy E., de Peuter G. Labors of Mobility: Communicative Capitalism and the Smartphone Cybertariat // Theories of the Mobile Internet: Materialities and Imaginaries / ed. by A. Herman, J. Hadlaw, T. Swiss. New York: Routledge, 2015. P. 60–86.

Наумова Е. И. Культурфилософская рефлексия капитализма: концептуальные константы и дискурсивные практики: дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2016. 306 с.

Fuchs C. Towards Marxian Internet Studies // tripleC. 2012. №10 (2). P. 392–412.

Mumby D. K. Organizing beyond organization: Branding, discourse, and communicative capitalism // Organization. 2016. Vol. 23, issue 6. P. 884–907.

Декалов В. В. Внимание как базовый ресурс коммуникативного капитализма // Российская школа связей с общественностью. 2017. Т. 10. С. 27–38.

Dean J. Blog Theory. Cambridge; Malden: Polity Press, 2010. 143 p.

Dean J. Democracy and other neoliberal fantasies. Communicative capitalism and left politics. Durham, London: Duke University Press, 2009. 218 p.

Dean J. Communist Horizon. London; New York: Verso, 2012. 250 p.

Dean J. Why the Net is not a Public Sphere // Constellations. 2003. Vol. 10, issue 1. P. 95–112.

Dean J. Communicative Capitalism: Circulation and the Foreclosure of Politics // Cultural Politics. 2005. Vol. 1, issue 1. P. 51–74.

Nixon B. Recovering Audience Labor from Audience Commodity Theory: Advertising as Capitalizing on the Work of Signification // Explorations in Critical Studies of Advertising / ed. by J. F. Hamilton, R. Bodle, E. Korin. New York: Routledge, 2017. P. 99–114.

Cohen N. S. Commodifying Free Labor Online: Social Media, Audiences, and Advertising // The Routledge Companion to Advertising and Promotional Culture. New York: Routledge, 2013. P. 177–191.

Candon P. Online public sphere or communicative capital? Blogs and news sites in Ireland 2010—13 (PhD thesis). Dublin: Trinity College, The University of Dublin, 2016. 237 p.

Cooke P., Morgan K. The Associational Economy. Firms, regions and innovation. Oxford: Oxford University Press, 1998. 247 p.

Raspe O., van Oorrt F. The Knowledge Economy and Urban Economic Growth. Utrecht: Urban and Regional research center Utrecht (URU), Faculty of Geosciences, Utrecht University, 2004. 34 p.

Soltani I., Siyadatjoo, M. S., Zarandi A. A. Analysis of the Impact of Social Capital on Knowledge Management (Case Study: Alborz Province Education Department) // Journal of Social Issues & Humanities. 2015. Vol. 3, issue 4. P. 51–56.

Дайнеко Е. Ю., Дайнеко В. Г. Воспроизводство интеллектуального капитала в экономике, основанной на знаниях // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9, № 4. C. 150–154.

Янченко Е. В. Конкурентоспособность человеческих ресурсов в системе трудовых отношений современного общества // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2011. № 343. С. 163–169.

Бикетова Я. О. Информационно-коммуникативная компетентность: социологический анализ и эмпирическое измерение // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 180–184.

Ягупа Е. Г., Лазаренко А. Н. Роль человеческого капитала в условиях инновационной экономики // Вестник университета. 2014. № 17. С. 226–231.

Zefgrass A. Corporate Communication Revisited: Integrating Business Strategy and Strategic Communication // Public Relations Research: European and International Perspectives and Innovations / eds A. Zerfass, B. van Ruler, K. Sriramesh. Wiesbaden: GWV Fachverlage GmbH, 2008. P. 65–96.

Данюшина Ю. В. Стратегия лингвистического обеспечения бизнеса и корпоративный вербально-коммуникативный капитал (актив) // Lingua mobilis. 2011. № 1 (27). С. 97–100.

Simanowski R. Data Love: The Seduction and Betrayal of Digital Technologies. New York: Columbia University Press, 2016. 176 p.

Rossi U. Cities in the Global Capitalism. London: Polity, 2017. 176 p.

Мещеряков Т. В., Окольнишникова И. Ю., Никифорова Г. Ю. Бренд как коммуникативный капитал // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 149–153.

Грошев И. В., Шапкина Ю. В. Использование информационно-аналитических технологий в брендинге территории инновационного развития // Известия Томск. политех. ун-та. 2014. № 6 (324). С. 57–64.

Юдин П. Е. Политика брендинга территорий и культурное наследие // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 109–111.

Романишина Т. С. Применение информационного маркетингового подхода к управлению территорией современного города в контексте институциональной теории // Транспортное дело России. 2011. № 12. С. 115–117.

Посталюк Т. М. Кластерная форма сетевой организации российской экономики как инновационное направление ее развития // Проблемы современной экономики. 2013. № 1 (45). С. 297–301.

Мелентьева Н. И. Коммуникативный капитал и маркетинг взаимодействия в современной экономике // Известия С.-Петерб. гос. эконом. ун-та. 2007. № 1. С. 56–70.

Murdock G., Petts J., Horlick-Jones T. After Amplification: Rethinking the Role of Media in Risk Communication // The Social Amplification of Risk / eds N. Pidgeon, R. E. Kasperson, P. Slovic. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 156–178.

Panofsky C. P., Vadenboncoeur J. A. Schooling the social classes: Triadic zones of proximal development, communicative capital, and relatioanl distance in the perpetuation of advantage // Vygotsky and Sociology / ed. by H. Daniels. London; New York: Routledge, 2012. P. 192–210.

Рыков Ю. Г. Виртуальное сообщество как социальное поле: неравенство и коммуникативный капитал // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 4. URL: https://publications.hse.ru/articles/108605247 (дата обращения: 31.05.2017).

Рыков Ю. Г. Сетевое неравенство и структура онлайн-сообществ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 4 (81). URL: http://jourssa.ru/?q=ru/2015_4 (дата обращения: 31.05.2017).

Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 c.

Туровский Д. Эльф, торговец блогерами. Как устроена экономика российского ютьюба // Meduza. 2017. URL: https://meduza.io/feature/2017/06/07/elf-torgovets-blogerami (дата обращения: 08.06.2017).

Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни. М.: Ад Маргинем, 2013. 176 c.


References

Brophy E., de Peuter G. Labors of Mobility: Communicative Capitalism and the Smartphone Cybertariat. Theories of the Mobile Internet: Materialities and Imaginaries. Eds A. Herman, J. Hadlaw, T. Swiss. New York, Routledge, 2015, pp. 60–86.

Naumova E. I. Kul’turfilosofskaia refleksiia kapitalizma: kontseptual’nye konstanty i diskursivnye praktiki. Diss. dokt. philos. nauk [Cultural and Philosophical Reflection of Capitalism: Conceptual Constants and Discursive Practices. PhD thesis]. St. Petersburg, 2016. 306 p. (In Russian)

Fuchs C. Towards Marxian Internet Studies. tripleC, 2012, no. 10 (2), pp. 392–412.

Mumby D. K. Organizing beyond organization: Branding, discourse, and communicative capitalism. Organization, 2016, vol. 23, issue 6, pp. 884–907.

Dekalov V. V. Vnimanie kak bazovyi resurs kommunikativnogo kapitalizma [Attention as the basic resouse of communicative capitalism]. Rossiiskaia shkola sviazei s obshchestvennost’iu [Russian School of Public Relations], 2017, vol. 10, pp. 27–38.

Dean J. Blog Theory. Cambridge, Malden, Polity Press, 2010. 143 p.

Dean J. Democracy and other neoliberal fantasies. Communicative capitalism and left politics. Durham, London, Duke University Press, 2009. 218 p.

Dean J. Communist Horizon. London, New York, Verso Publ., 2012. 250 p.

Dean J. Why the Net is not a Public Sphere. Constellations, 2003, vol. 10, issue 1, pp. 95–112.

Dean J. Communicative Capitalism: Circulation and the Foreclosure of Politics. Cultural Politics, 2005, vol. 1, issue 1, pp. 51–74.

Nixon B. Recovering Audience Labor from Audience Commodity Theory: Advertising as Capitalizing on the Work of Signification. Explorations in Critical Studies of Advertising. Eds J. F. Hamilton, R. Bodle, E. Korin. New York, Routledge, 2017, pp. 99–114.

Cohen N. S. Commodifying Free Labor Online: Social Media, Audiences, and Advertising. The Routledge Companion to Advertising and Promotional Culture. New York, Routledge, 2013, pp. 177–191.

Candon P. Online public sphere or communicative capital? Blogs and news sites in Ireland 2010—13 (PhD thesis). Dublin, Trinity College, The University of Dublin Publ., 2016. 237 p.

Cooke P., Morgan K. The Associational Economy. Firms, regions and innovation. Oxford, Oxford University Press, 1998. 247 p.

Raspe O., van Oorrt F. The Knowledge Economy and Urban Economic Growth. Utrecht, Urban and Regional research center Utrecht (URU), Faculty of Geosciences, Utrecht University Press, 2004. 34 p.

Soltani I., Siyadatjoo M. S., Zarandi A. A. Analysis of the Impact of Social Capital on Knowledge Management (Case Study: Alborz Province Education Department). Journal of Social Issues & Humanities, 2015, vol. 3, issue 4, pp. 51–56.

Daineko E. Iu., Daineko V. G. Vosproizvodstvo intellektual’nogo kapitala v ekonomike, osnovannoi na znaniiakh [Reproduction of the Intellectual Capital in the Economy Based on Knowledge]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [The Bulletin of Voronezh State Technical University], 2013, no. 4, vol. 9, pp. 150–154. (In Russian)

Ianchenko E. V. Konkurentosposobnost’ chelovecheskikh resursov v sisteme trudovykh otnoshenii sovremennogo obshchestva [Competitiveness of Human Recourses in the System of Labor Relations of Modern Society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, no. 343, pp. 163–169. (In Russian)

Biketova Ia. O. Informatsionno-kommunikativnaia kompetentnost’: sotsiologicheskii analiz i empiricheskoe izmerenie [Information-Communication Competence: Sociological Analys and Empirical Measurement]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, 2015, no. 2, pp. 180–184. (In Russian)

Iagupa E. G., Lazarenko A. N. Rol’ chelovecheskogo kapitala v usloviiakh innovatsionnoi ekonomiki [The Role of Human Capital in the Conditions of Innovative Economy]. Vestnik universiteta, 2014, no. 17, pp. 226–231. (In Russian)

Zefgrass A. Corporate Communication Revisited: Integrating Business Strategy and Strategic Communication. Public Relations Research: European and International Perspectives and Innovations. Eds A. Zerfass, B. van Ruler, K. Sriramesh. Wiesbaden, GWV Fachverlage GmbH, 2008, pp. 65–96.

Daniushina Iu. V. Strategiia lingvisticheskogo obespecheniia biznesa i korporativnyi verbal’no-kommunikativnyi kapital (aktiv) [Strategy of Linguistic Support of Business and Corporate Communicative and Verbal Capital]. Lingua mobilis, 2011, no. 1 (27), pp. 97–100. (In Russian)

Simanowski R. Data Love: The Seduction and Betrayal of Digital Technologies. New York, Columbia University Press, 2016. 176 p.

Rossi U. Cities in the Global Capitalism. London, Polity, 2017. 176 p.

Meshcheriakov T. V., Okol’nishnikova I. Iu., Nikiforova G. Iu. Brend kak kommunikativnyi kapital [Brand as Type of Communicative Capital]. Problemy sovremennoi ekonomiki, 2011, no. 1, pp. 149–153. (In Russian)

Groshev I. V., Shapkina Iu. V. Ispol’zovanie informatsionno-analiticheskikh tekhnologii v brendinge territorii innovatsionnogo razvitiia [Informational and Analytical Technologies in Branding Innovation Development Territory]. Izvestiia Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2014, no. 6 (324), pp. 57–64. (In Russian)

Iudin P. E. Politika brendinga territorii i kul’turnoe nasledie [Policy of Territories Branding and Cultural Heritage]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, 2014, no. 12, pp. 109–111. (In Russian)

Romanishina T. S. Primenenie informatsionnogo marketingovogo podkhoda k upravleniiu territoriei sovremennogo goroda v kontekste institutsional’noi teorii [Application of Informarion and Marketing Approach to Modern City Territory Management in the Context of Institutional Theory]. Transportnoe delo Rossii, 2011, no. 12, pp. 115–117. (In Russian)

Postaliuk T. M. Klasternaia forma setevoi organizatsii rossiiskoi ekonomiki kak innovatsionnoe napravlenie ee razvitiia [Cluster Form of Russian Economy Network Organisation as an Innovative Direction of its Development]. Problemy sovremennoi ekonomiki, 2013, no. 1 (45), pp. 297–301. (In Russian)

Melent’eva N. I. Kommunikativnyi kapital i marketing vzaimodeistviia v sovremennoi ekonomike [Communicative Capital and Interactive Marketing in Modern Economics]. Izvestiia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2007, no. 1, pp. 56–70. (In Russian)

Murdock G., Petts J., Horlick-Jones T. After Amplification: Rethinking the Role of Media in Risk Communication. The Social Amplification of Risk. Eds N. Pidgeon, R. E. Kasperson, P. Slovic. Cambridge, Cambridge University Press, 2003, pp. 156–178.

Panofsky C. P., Vadenboncoeur J. A. Schooling the social classes: Triadic zones of proximal development, communicative capital, and relatioanl distance in the perpetuation of advantage. Vygotsky and Sociology. Ed. by H. Daniels. London, New York, Routledge, 2012, pp. 192–210.

Rykov Iu. G. Virtual’noe soobshchestvо kak sotsial’noe pole: neravenstvo i kommunikativnyi kapital [Virtual Community as a Social Field: Inequality and Communicative Capital]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, 2013, no. 4. Available at: https://publications.hse.ru/articles/108605247 (accessed: 31.05.2017). (In Russian)

Rykov Iu. G. Setevoe neravenstvo i struktura onlain-soobshchestv [Network Inequality and the Structure of Inline Communities]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, 2015, no. 4 (81). Available at: http://jourssa.ru/?q=ru/2015_4 (accessed: 31.05.2017). (In Russian)

Burd’e P. Sotsiologiia sotsial’nogo prostranstva [Sociology of Social Space]. Moscow, Institut eksperimental’noi sotsiologii, St.Petersburg, Aleteiia Publ., 2007. 288 p. (In Russian)

Turovskii D. El’f, torgovets blogerami. Kak ustroena ekonomika rossiiskogo iut’iuba [Elf, the bloggers dealer. How does Russian YouTube economy work]. Meduza, 2017. Available at: https://meduza.io/feature/2017/06/07/elf-torgovets-blogerami (accessed: 08.06.2017). (In Russian)

Virno P. Grammatika mnozhestva: k analizu form sovremennoi zhizni [A Grammar of the Multitude: For an Analysis of Contemporary Forms of Life]. Moscow, Ad Marginem Publ., 2013. 176 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

06.12.2017

Как цитировать

Декалов, В. В. (2017). Коммуникативный капитал: концептуализация понятия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 10(4), 397–409. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2017.402