Отношение студентов-медиков к изучению физико-математических дисциплин

Авторы

  • Игорь Евгеньевич Золин Нижегородский исследовательский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, Российская Федерация, 603022, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
  • Александр Анатольевич Иудин Нижегородский исследовательский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, Российская Федерация, 603022, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
  • Дмитрий Игоревич Иудин Приволжский исследовательский медицинский университет, Российская Федерация, 603000, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, 10/1
  • Александр Игоревич Иудин Консультационное бюро «Деловая тактика», Российская Федерация, 603087, Нижний Новгород, Александровская слобода, 89

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.205

Аннотация

В статье на материалах социологического исследования раскрываются особенности подготовки студентов-медиков по физико-математическим дисциплинам. Проблематика статьи рассматривается в  пространстве пересечения нескольких направлений
социологического знания (проблемы цифрового общества и  цифровой экономики, профессионального образования, социологии здравоохранения). В  ходе проведения исследования приняты гипотезы о  том, что характер и  активность познавательной
деятельности студентов-медиков в  изучении физико-математических дисциплин обусловливаются в основном тремя факторами: во-первых, уровнем полученного общего образования, которое влияет на способность человека к  анализу и  обобщениям; во-вторых, сформированным интересом к  физике и  математике, базирующимся на представлении о том, насколько определенные знания из физики и математики нужны современному врачу; в-третьих, индивидуальными образовательными траекториями. В результате проведенного исследования предложена типология ориентаций студентов-медиков на предметное пространство физико-математического профиля (физиология, диагностика и физиотерапия, биоинформатика, фотобиология и медицинская биофизика), которая связана с совокупностью тех спецкурсов, которые в наибольшей степени заинтересовали их. Выявлены различные ориентации в физико-математической области студентов разных факультетов (лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического, медико-профилактического). Показано, что интерес студентов разных факультетов к специальным курсам физико-математического цикла в целом совпадает с их профессиональными запросами. Наиболее популярные дисциплины — «Физические основы МРТ и КТ»; «Лазерное излучение в медицине»; «Физические основы ультразвуковых методов»; «Биофизика патологических состояний»; «Биофизика органов и сложных систем». Их выбор связан как с интересом к новым течениям в медицинской науке, так и с конъюнктурными соображениями. Обоснованы направления повышения интереса студентов-медиков к физико-математическому
знанию, которые находятся в прямой зависимости от их потребностей, мотивов, способностей, взглядов и установок на процесс получения профессии врача, а также факультета и возраста обучающихся. 

Ключевые слова:

студенты-медики, физико-математические дисциплины, подготовка кадров, цифровизация, врач, образование, профессиональная культура

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Смирнов А.В. Цифровое общество: теоретическая модель и российская действительность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 1. С.129–153. Глобализация: последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.

Esposito E. Artificial Communication? The Production of Contingency by Algorithms // Zeitschrift für Soziologie. 2017. Vol. 46, no. 4. S. 249–265.

Косицкая Ф.Л. Основные тренды в современном российском высшем образовании (по материалам Зимней школы преподавателей — 2020) // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 3 (31). С. 101–109.

Маликов А.В., Потапова И.И., Гаврилюк Е.С. Адаптация профессорско-преподавательского состава вузов к вызовам цифровой экономики // Креативная экономика. 2020. Т. 14; № 6. С. 1011–1020.

Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 105–115.

Усачева О.В., Черняков М.К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 5. С. 53–62.

Барбер М., Донелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая эволюция. URL: https://vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314334660/2013-3_Barber%20et%20al.pdf (дата обращения: 12.08.2021).

Клячко Т.Л. Образование в России и мире: основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 26–42.

Трофимова И.Н. Подготовка кадров для цифровой экономики: текущие проблемы и целевые ориентиры // Социодинамика. 2020. № 10. С. 1–10.

Дмитриева М.Н., Шмонова М.А. Метапредметное содержание как фактор развития исследовательской компетентности студентов-медиков при изучении физико-математических дисциплин и информатики // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 1 (82). С. 234–237.

Чудновская И.Н., Липатова М.Е. Агенты социально-коммуникативного воздействия на формирование образовательных стратегий нового поколения молодежи России // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 11 (67). С. 50–58.

Косарева Н.Ф. Методы обучения в условиях цифровой трансформации профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 4 (32). С.154–166.

Аллахвердян А.Г. Кадровый состав науки и проблемы его цифровизации в социологии науки // Социологический альманах. 2020. № 11. С. 203–208.

Петрова Ю.С., Жижанкова П.Д. Формирование ключевых компетенций социолога в эпоху цифровой экономики // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10, № 5. С. 134–138.

Дмитриева Е.В. Социология здоровья и цифровое здравоохранение // Коллекция гуманитарных исследований. 2021. № 3 (28). С. 6–11.

Шамшурин Н.Г., Шамшурина В.И. Социология врачебной помощи в цифровую эпоху // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 53. С. 178–187.

Ланина Л.В. Методика обучения студентов медицинских вузов математическим основам медико-биологических знаний: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2013.

Ан А.Ф., Соколов В.М. Согласование курсов общей физики и математики в высшем техническом образовании // Инновации в образовании. 2012. № 7. С. 4–18.

Золин И.Е. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов и качество образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2019. № 2 (54). С. 112–119.

Цуциева М.Г. Обучение военных врачей устному двустороннему переводу в ситуациях выполнения профессиональной деятельности: На материале немецкого языка: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006.

Гельман В.Я., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. Организация последипломного обучения информационным технологиям в условиях непрерывного медицинского образования // Современное образование. 2018. № 3. С. 41–50.

Жбанников П.С., Горохов В.И. Современные подходы к непрерывному профессиональному образованию специалистов в медицинском вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8–9. С. 149–157.

Золин И.Е. Развитие системы непрерывного образования как условие трудоустройства специалиста на современном рынке труда // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 9 (65). С. 32–36.

Иудин А.А., Рюмин А.М. Массовое сознание зарубежья: новые мифы о России // Социальные преобразования и социальные проблемы: сборник научных трудов. Нижний Новгород: НИСОЦ, 2010. С. 13–25.

Итинсон К.С. Информатизация обучения русскому языку иностранных студентов-медиков как основа для их подготовки к клинической практике в лечебных учреждениях: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2017.

Цыбулькин А.Г. Некоторые проблемы преподавания анатомии человека в медицинских вузах // Успехи современного естествознания. 2010. № 3. С. 99–100.

Гайворонский И.В., Байбаков С.Е. О проблеме оптимизации преподавания анатомии в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4. С. 85–88.

Байбаков С.Е. Роль анатомии человека в формировании клинического мышления студентов младших курсов медицинского вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4. С. 35–36.

ПИМУ вошел в топ-20 лучших вузов страны. URL: https://pimunn.ru/tpost/a1s0dkxu11-pimu-voshyol-v-top-20-luchshih-vuzov-str (дата обращения: 11.03.2022).

Ельцова Л.Ф., Ельцов А.В. О реализации принципа интеграции в организации обучения в медицинском вузе (на примере преподавания дисциплины «латинский язык») // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электронный научный журнал. 2019. Т. 7, № 1 (24). С. 38–50. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/1/03_124_2019-39-51.pdf (дата обращения: 12.08.2021).

References

Smirnov A.V. Digital Society: theoretical Model and Russian Reality. Public Opinion Monitoring: Economic and Social Changes, 2021, no. 1, pp. 129–153. (In Russian)

Esposito E. Artificial Communication? The Production of Contingency by Algorithms. Zeitschrift für Soziologie, 2017, vol. 46, no. 4, pp. 249–265.

Kositskaya F.L. Main Trends in Modern Russian Higher Education (by the materials of Winter School of Teachers — 2020). Scientific-Pedagogical Review, 2020, no. 3 (31), pp. 101–109. (In Russian)

Malikov A.V., Potapova I.I., Gavrilyuk E. S. Adaptation of university teaching staff to the challenges of digital economy. Kreativnaia ekonomika, 2020, vol. 14, no. 6. pp. 1011–1020. (In Russian)

Lazarenko V.A., Kalutskiy P.V., Dryomova N.B., Ovod A.I. Adaptation of higher medical education to the conditions of digitalization of health. Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 1, pp. 105–115. (In Russian)

Usacheva O.V., Chernyakov M.K. Assessment of university readiness to transition to digital educational environment. Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 5, pp. 53–62. (In Russian)

Barber M., Donnelly K., Rizvi S. An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead, available at: https://vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314334660/2013-3_Barber%20et%20al.pdf (accessed: 12.08.2021). (In Russian)

Klyachko T.L. Education in Russia and the World. the Main Trends. Obrazovatelnaia politika, 2020, no. 1 (81), pp. 26–42. (In Russian)

Trofimova I.N. Personnel Training for Digital Economy: Current Problems and Targets. Sotsiodinamika, 2020, no. 10, pp. 1–10. (In Russian)

Dmitrieva M.N., Shmonova M.A. Meta-disciplinary content as a factor in the development of research competence of medical students in the study of physical and mathematical disciplines and computer science. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 1 (82), pp. 234–237. (In Russian)

Chudnovskaya I.N., Lipatova M.E. Agents of socio-communicative influence on the formation of educational strategies of the new generation of youth of Russia. Society: sociology, psychology, pedagogy, 2019, no. 11 (67), pp. 50–58. (In Russian)

Kosareva N.F. Teaching methods in conditions of digital transformation of vocational education. Innovative development of vocational education, 2021, no. 4 (32), pp. 154–166 (In Russian)

Allahverdyan A.G. Personnel composition of science and problems of its digitalization in sociology of science. Sotsiologicheskii al’manah, 2020, no. 11, pp. 203–208. (In Russian)

Petrova Yu. S., Zhizhankova P.D. Formation of key competencies of a sociologist in the era of digital economics. Gumanitarnie nauki. Vestnik Finansovogo universiteta, 2020, vol. 10, no. 5, pp. 134–138. (In Russian)

Dmitrieva E.V. Sociology of Health and Digital Health. The Collection of Humanitarian Studies, 2021, no. 3 (28), pp. 6–11. (In Russian)

Shamshurin N.G., Shamshurina V.I. Sociology of medical care in the digital age. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia, 2020, no. 53, pp. 178–187. (In Russian)

Lanina L.V. Methods of teaching students of medical universities mathematical foundations of medical and biological knowledge: PhD thesis. Oryol, 2013. (In Russian)

Ahn A.F., Sokolov V.M. Coordination of general physics and mathematics courses in higher technical education. Innovations in Education, 2012, no. 7, pp. 4-18. (In Russian)

Zolin I.E. Actual problems of professional training of specialists and quality of education. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, 2019, no. 2 (54), pp. 112–119. (In Russian)

Tsutsieva M.G. Training of military doctors in bilateral interpretation in situations of professional activity: On the material of the German language: PhD thesis. St Petersburg, 2006. (In Russian)

Gelman V.Y., Lanko S.V., Serdyukov Y.P. The organization of post-graduate training in information technology in the conditions of continuous medical education. Sovremennoe obrazovanie, 2018, no. 3, pp. 41–50. (In Russian)

Zhbannikov P. S., Gorokhov V.I. Modern approaches to continuous professional education of specialists in a medical university. Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 8–9, pp. 149–157. (In Russian)

Zolin I.E. Development of continuing education system as a condition for specialist employment in the modern labor market. Society: sociology, psychology, pedagogy, 2019, no. 9 (65), pp. 32–36. (In Russian)

Judin A.A., Ryumin A.M. Mass Consciousness of the Abroad: New Myths about Russia. Social Transformations and Social Problems: collection of scientific works. Nizhny Novgorod, NISOTS Publ., 2010, pp. 13–25. (In Russian)

Itinson K. S. Informatization of teaching Russian language to foreign medical students as a basis for their preparation for clinical practice in medical institutions: PhD thesis. Мoscow, 2017. (In Russian)

Tsybulkin A.G. Some problems of teaching human anatomy in medical universities. Uspehi sovremennogo estestvoznaniia, 2010, no. 3, pp. 99–100. (In Russian)

Gaivoronsky I.V., Baibakov S.E. On the problem of optimization of teaching anatomy in medical universities. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnyh i fundamental’nyh issledovanii, 2016, no. 4, pp. 85–88. (In Russian)

Baibakov S.E. The role of human anatomy in the formation of clinical thinking of junior medical students. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniia, 2013, no. 4, pp. 35–36. (In Russian)

PIMU entered the top 20 best universities in the country, available at: https://pimunn.ru/tpost/a1s0dkxu11-pimu-voshyol-v-top-20-luchshih-vuzov-str (accessed: 11.03.2022)

Yeltsova L.F., Yeltsov A.V. About realization of integration principle in organization of education in medical university (by the example of teaching “Latin language”). Lichnost’ v meniaiushchemsia mire: zdorov’e, adaptatsiia, razvitie: Electronic scientific journal, 2019, vol. 7, no. 1 (24), pp. 38–50, available at: http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/1/03_124_2019-39-51.pdf (accessed: 12.08.2021)

Загрузки

Опубликован

06.08.2022

Как цитировать

Золин, И. Е., Иудин, А. А., Иудин, Д. И., & Иудин, А. И. (2022). Отношение студентов-медиков к изучению физико-математических дисциплин. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 15(2), 172–193. https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.205