Анализ медиарекламного рынка в контексте теории капиталов Пьера Бурдье

  • Мария Сергеевна Терещенко Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, 220004, Минск, ул. Кальварийская, 9

Аннотация

В данной статье в терминах Пьера Бурдье представлен медиарекламный рынок, его основные субъекты, их взаимодействие и роль в этом взаимодействии информации. Медиарекламный рынок описывается как поле, на котором действуют рекламодатели, медийные баинговые и селлинговые агентства, а также средства массовой информации (СМИ). Рассматривается процесс принятия решений на этом рынке, а также виды и роль циркулирующей на нем информации. Для успешности на этом рынке важное для субъекта значение имеет также располагаемый объем человеческого и социального капитала в виде опыта и квалификации сотрудников, наличия навыков и репутации, необходимых для успешного ведения переговоров. Отдельное место в этом ряду занимают данные исследований аудиторий — рейтинги, охваты, доли и др. В работе также констатируется исключительная важность медиаизмерений в процессах конвертации и обмена культурного и экономического капиталов. В частности, рассматриваются такие уровни участия информации в данных процессах, как отсутствие влияния данных на рынок; косвенное влияние данных на рынок через спрос; прямая конвертация капиталов через рейтинги; конвертация капиталов через различные целевые действия аудитории. Доступные на конкретном рынке виды конвертации зависят от уровня развития исследований аудиторий на данном рынке. Таким образом, информация становится одним из основных ресурсов медиарекламного рынка. Проведенный в статье анализ показал, что информационный капитал, получаемый в результате медиаизмерений, следует рассматривать как специфический индустриальный капитал, циркулирующий на медиарекламном рынке СМИ.

Ключевые слова:

медиаизмерения, медиарекламный рынок, субъекты рынка, информация, исследования аудитории СМИ, индустриальный капитал, качество информации

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература

Щепилов К. В. Медиаисследования и медиапланирование. М.: РИП-холдинг, 2005. 222 с.

Докторов Б. З. Реклама и опросы общественного мнения в США: История зарождения. Судьбы творцов. М.: ЦСП, 2008. 628 с.

Бурдье П. О телевидении и журналистике: пер. с фр. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. 159 с.

Корсаков А. Г., Юркин Д. Н., Балдин Е. В., Агафонов А. А., Вашенцев К. С. Исследования на рекламном рынке: взгляд со стороны агентств // Российский рекламный ежегодник — 2017 / науч. ред. С. В. Веселов. М.: АКАР, НСК, 2018. С. 118–134.

Лигер А. В. BigTV — фантазии и реальность // Российский рекламный ежегодник — 2017/ науч. ред. С. В. Веселов. М.: АКАР, НСК, 2018. С. 179–185.

Коломиец В. П. Измерение и валюта в новой цифровой среде // Российский рекламный ежегодник — 2011 / науч. ред. В. П. Коломиец. М.: Российская академия рекламы, Аналитический центр «Видео Интернешнл», 2012. С. 180–192.

Коломиец В. П. Медиа и медиаисследования // Теория и практика медиарекламных исследований. Вып. 2. М.: Аналитический центр «Видео Интернешнл», ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012. С. 10–37.

Самый большой телескандал в Украине: рейтинги фальcифицируют, возбуждено уголовное дело // Радио «Медианяня». 2012. URL: https://mediananny.com/raznoe/19262/Samyij_bolshoij_teleskandal_v_Ukraine__reijtingi_falcifitsirujut__vozbuzhdeno_ugolovnoe_delo (дата обращения: 11.04.2018).

Попова И. Nielsen начинает телеизмерения в Украине. Эксклюзивное интервью // UADigital. TV. 2013. URL: http://uadigital.tv/2013/11/10/nielsen-2/ (дата обращения: 11.04.2018).

Сенсация! GfK, давай до свидания! Телерейтинги будет измерять… // Радио «Медианяня». 2013. URL: https://mediananny.com/raznoe/22657 (дата обращения: 11.04.2018).

Социальное пространство и генезис «классов». Социология социального пространства/ пер. с фр.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. С. 14–48.


References

Shchepilov K. V. Mediaissledovanija i mediaplanirovanie [Media Researches and Media Planning]. Moscow, RIP-holding Publ., 2005. 222 p. (In Russian)

Doktorov B. Z. Reklama i oprosy obshchestvennogo mneniia v SShA: Istoriia zarozhdeniia. Sud'by tvortsov. [Advertising and Pollling in the U. S. A. The Origins, Creators and Their Fates.]. Moscow, Social Forecasting Center Publ., 2008. 628 p. (In Russian)

Bourdieu P. O televidenii i zhurnalistike [On Television and Journalism], transl. from French. Rus. Ed. Moscow, Fond nauchnyh issledovanij «Pragmatika kul'tury», Institut ehksperimental'noj sociologii Publ., 2002. 159 p. (In Russian)

Korsakov A. G., Iurkin D. N., Baldin E. V., Agafonov A. A., Vashentsev K. S. Issledovaniia na reklamnom rynke: vzgliad so storony agentstv. [Research in the advertising market: a view from the agencies]. Rossiiskii reklamnyi ezhegodnik — 2017. Ed. by S. V. Veselov. Moscow, AKAR, NSK Publ., 2018, pp. 118–134. (In Russian)

Liger A. V. BigTV — fantazii i real'nost' [BigTV: Fantasy and Reality]. Rossiiskii reklamnyi ezhegodnik — 2017. Ed. by S. V. Veselov. Moscow, AKAR, NSK Publ., 2018, pp. 179–185. (In Russian)

Kolomiets V. P. Izmerenie i valiuta v novoi tsifrovoi srede [Measurement and Currency in the New Digital Space]. Rossiiskii reklamnyi ezhegodnik — 2011. Ed. by V. P. Kolomiets. Moscow, Rossiiskaia akademiia reklamy, Video International Analitical center Publ., 2012, pp. 180–192. (In Russian)

Kolomiets V. P. Media i mediaissledovaniia [Medium and media Studies]. Teoriia i praktika mediareklamnykh issledovanii [Theory and Practice of Media Advertising Studies]. Vol. 2. Moscow, Video International Analitical center, OOO “NIPKTs Voskhod-A” Publ., 2012, pp. 10–37. (In Russian)

Samyj bol'shoj teleskandal v Ukraine: rejtingi fal'cificirujut, vozbuzhdeno ugolovnoe delo [The largest TV-scandal in the Ukraine: Ratings Are Being Falsified, Crime Case is Opened]. Radio Medianjanja, 2012. URL: https://mediananny.com/raznoe/19262/Samyij_bolshoij_teleskandal_v_Ukraine__reijtingi_falcifitsirujut__vozbuzhdeno_ugolovnoe_delo (accessed on 11.04.2018). (In Russian)

Popova I. Nielsen nachinaet teleizmerenija v Ukraine. Jekskljuzivnoe interv'ju [Nielsen start TVmeasurements in the Ukraine. Exclusive Interview.]. UADigital.TV. URL: http://uadigital.tv/2013/11/10/nielsen-2/ (accessed on 11.04.2018). (In Russian)

Censacija! GfK, davaj do svidanija! Telerejtingi budet izmerjat'… [Sensation! GfK, Good Buy! TVratings Will Be Measured by…]. Radio Medianjanja, 2013. URL: https://mediananny.com/raznoe/22657 (accessed on 11.04.2018). (In Russian)

Bourdieu P. Sotsial'noe prostranstvo i genezis «klassov». [Social Space and Genesis of Classes]. Sotsiologiia sotsial'nogo prostranstva, transl. from French; transl. ed. N. A. Shmatko. Rus. Ed. Moscow, Institut eksperimental'noi sotsiologii; St. Petersburg, Aleteiia Publ., 2005, pp. 14–48. (In Russian)

Опубликован
2019-06-27
Как цитировать
Терещенко, М. (2019). Анализ медиарекламного рынка в контексте теории капиталов Пьера Бурдье. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 12(2), 188-199. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.206
Раздел
Социологическое образование: учебные материалы и методика преподавания