Исследование префигуративных аспектов современного детства

Авторы

  • Альбина Ахметовна Бесчасная Северо-Западный институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Российская Федерация, 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В. О., 57/43 https://orcid.org/0000-0002-9432-043X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.401

Аннотация

В статье анализируется современное детство в контексте перемен, наблюдаемых во всех сферах жизни общества, и с позиций того, что уже в настоящем дети выступают в роли субъектов, конструирующих будущее. Поэтому, кроме направления изменений, необходимо принимать во внимание и специфику субъектов, участвующих в реализации. Роль детей и значение отношения к детям в формировании перспектив будущего отражены в ряде теорий, одна из которых — о трех типах культур — принадлежит М. Мид. В данной статье автор предпринимает попытку определения контуров современного детства в контексте префигуративности. С этой целью проведен аналитический обзор особенностей поколения Z и жизни современных детей в условиях обновленной социокультурной среды. В качестве информационной базы теоретической рефлексии выступили результаты исследований и мониторинга жизни современных детей. Анализ данных показал, что восприимчивость детей к освоению и использованию электронно-цифровых новинок и технологий и их «опциональная» атрибутивность в повседневной жизни обусловливают проявление префигуративных характеристик в современном обществе. Они выражаются в трансформации особенностей основных видов деятельности детей; опережающем освоении технологических новинок «мира цифры»; беспрепятственном преодолении пространственно-временных дистанций в виртуальной реальности и актуализации текущего момента «здесь и сейчас»; расширении коммуникационного поля; снятии психологических и языковых барьеров благодаря опосредованности отношений и созданию новых коммуникационных средств; структурировании общества по новым основаниям. Исследование показывает, что характеристики современного детства обусловлены заинтересованностью общества в инновациях, поскольку информационные технологии, как и новшества предыдущих эпох, обеспечивают информированность, алгоритмичность, доступность и скорость протекания социальных процессов и отношений. 

Ключевые слова:

дети, детство, префигуративная культура, электронно-цифровая среда, информационные технологии, будущее

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Методология и методы социологических исследований / под ред. В. И. Дудиной, Е. Э. Смирновой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 388 c.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. М.: ИНФРА-М, 2008. 768 с.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.

Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 512 с.

Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с.

Аттали Ж. Краткая история будущего. СПб.: Питер, 2014. 288 с.

Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 7–13. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/923007.htm (дата обращения: 16.03.2019).

Аланен Л. М. Теория пересечений и другие вызовы теоретизирования детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 94–97.

Майорова-Щеглова С. Н. Трансформации детства в начале XXI в.: к уточнению концепции социального конструирования детства // Вестник РГГУ. Сер. «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. № 4 (126). С. 173–183.

Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Институционализация социологии детства в России // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: коллективная монография. М.: РОС, 2017. 203 с. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). С. 36–57.

Sultana Ali Norozi, Torill Moen. Childhood as a Social Construction // Journal of Educational and Social Research. 2016. Vol. 6, no. 2. URL: https://www.mcser.org/journal/index.php/jesr/article/view-File/9151/8837 (дата обращения: 18.03.2019).

Postman N. The Disappearance of Childhood. N. Y.: Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994.

Qvortrup J. Childhood and Societal Macrostructures: Childhood Exclusion by Default. Odense University. Department of Contemporary Cultural Studies, 1999. P. 1–4.

Колосова Е. А., Майорова-Щеглова С. Н., Митрофанова С. Ю. Новая социология детства // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: коллективная монография. М.: РОС, 2017. 203 с. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). С. 18–23.

Carroll P., Calder-Dawe O., Witten K., Asiasiga L., De Backer M. A. Prefigurative Politics of Play in Public Places: Children Claim Their Democratic Right to the City Through Play // Space & Culture. 2019. Vol. 22, iss. 3. P. 294–307. doi: 10.1177/1206331218797546. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1206331218797546?journalCode=saca (дата обращения: 12.08.2019).

Narodowski M., Snaider C. Bebés en las escuelas? Infancias hiperescolarizadas en una cultura prefigurativa // Revista Latinoamericana de Ciencias Sociales, Niñez y Juventud. 2017. No. 15 (1). P. 45–57. doi: 10.11600/1692715x.1510121052016. URL: http://www.scielo.org.co/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1692-715X2017000100002&lng=en&tlng=en (дата обращения: 12.08.2019).

Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 5–10.

Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33.

Стиллман Д. «Поколение Z» на работе. Как его понять и найти общий язык. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.

Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 10.04.2019).

Francis T., Hoefel F. ‘True Gen’: Generation Z and its implications for companies. McKinsey & Company. URL: https://www.mckinsey.com/industries/consumer-packaged-goods/our-insights/true-gengeneration-z-and-its-implications-for-companies (дата обращения: 12.08.2019).

Американские эксперты о «поколении Z». URL: https://drive.google.com/file/d/0B1h6vSzJqNgXaFY3eFI3QVptajA/edit?usp=sharing (дата обращения: 30.06.2014).

Новоселова Е. Карьеристов сменили созерцатели // Российская газета. 21.10.2017. URL: https://rg.ru/2017/10/19/pautova-pokolenie-dzen-cenit-samorazvitie-i-puteshestviia.html (дата обращения: 25.10.2017).

Волков Д. Кто они — люди «поколения Z»? // КоммерсантЪ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3778752?query=%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20zс (дата обращения: 18.04.2019).

Кудрявцева Е. Человек неиграющий // Огонек. 2018. № 34. С. 26–29.

Черных А. Сети детям не игрушка // КоммерсантЪ. 27.03.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3924355?query=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8 (дата обращения: 27.03.2019).

NPD Group. URL: https://www.npd.com/wps/portal/npd/us/news/press-releases/russian-pressrelease-08-26-16/ (дата обращения: 27.03.2019).

Рождественская Я. Дети наполняют сети // КоммерсантЪ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3718414?query=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8 (дата обращения: 27.03.2019).

Филина О. Сплошные перемены // Огонек. 2019. № 14. С. 4.

Портнягина М. Цифра зовет // Огонек. 2018. № 40. С. 27–29.

Разница между виртуальной и реальной действительностью уже минимальна // КоммерсантЪ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3778818?query=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8 (дата обращения: 27.03.2019).

Bejan А. It's Spring Already? Physics Explains Why Time Flies as We Age // Pratt School of Engineering of Duke University. URL: https://pratt.duke.edu/about/news/its-spring-already-physics-explainswhy-time-flies-we-age (дата обращения: 21.05.2019).

Корешникова Ю. Н., Захаров А. Б., Дудырев Ф. Ф. Различия общего образования в колледжах и старших классах школ // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 228–253.

Успеваемость школьников способны раскрыть соцсети // КоммерсантЪ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3714714?from=doc_vrez (дата обращения: 27.03.2019).

Королева Д. О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения // Электрон. журн. «Современная зарубежная психология». 2016. Т. 5, № 2. С. 55–61. doi: 10.17759/jmfp.2016050207. URL: https://ioe.hse.ru/data/2016/07/26/1119083090/jmfp%20_2015_n2_Koroleva.pdf (дата обращения: 21.05.2019).

Журенков К. Цифровое расслоение // Огонек. 2019. № 16. С. 4.

Common Sense Media. Сайт исследований цифрового мира. URL: https://www.commonsensemedia.org/research (дата обращения: 21.05.2019).

Росстат показал связь между бедностью и одиночеством. Информационное агентство РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/20/03/2019/5c91cfcf9a794777b44fed76 (дата обращения: 21.05.2019).

Журенков К. Мимика письма // Огонек. 2017. № 39. С. 4.

Цымбаленко С., Шариков А., Майорова-Щеглова С., Макеев П. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства. Результаты социологического исследования. М.: Лига юных журналистов, 2012. 99 с. URL: https://krcdo.my1.ru/_ld/1/141_vliyanieinterne.pdf (дата обращения: 21.05.2019).

Королева Д. О. Действительность современного детства: феномен социальных сетей // Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения: материалы XXI научно-практической конференции. Красноярск, 2015. С. 78–80.

Китова Е. Б. Общение в интернет-среде и универсальный язык эмодзи // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5, № 4. С. 654–664.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Aкадемия, 2008. 272 с.

Marszałek L. Re-constructing the dialogue of generations against the reality of prefigurative culture // Acta Universitatis Nicolai Copernici Pedagogika. 2017. Vol. 34. P. 73–88; 2392–1242; 0208–5313. doi: 10.12775/AUNC_PED.2017.015. URL: https://apcz.umk.pl/czasopisma/index.php/AUNC_PED/article/view/AUNC_PED.2017.015#? (дата обращения: 12.08.2019).


References

Methodology and methods of sociological research. Ed. dy V. I. Dudina, E. E. Smirnova. Saint-Petersburg, Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2014, 388 p. (In Russian)

Dobrenkov V. I., Kravchenko A. I. Methods of sociological research. Moscow, INFRA-M Publ., 2008. 768 p. (In Russian)

Fromm E. Anatomy of human destructiveness. Moscow, Republic Publ., 1994. 447 p. (In Russian)

Lloyd Demoz. Psychohistory. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2000. 512 p. (In Russian)

Mead M. Culture and the world of childhood. Moscow, Science Publ., 1988. 429 p. (In Russian)

Attali J. Brief history of the future. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2014. 288 p. (In Russian)

Elkonin B. D. The crisis of childhood and the basis for designing forms of child development. Voprosy psikhologii, 1992, no. 3, pp. 7–13. Available at: http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/923007.htm (accessed: 16.03.2019). (In Russian)

Alanen L. M. ‘Intersectionality’ and other challenges to theorizing childhood. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2018, no. 3, pp. 94–97. (In Russian)

Mayorova-Shcheglova S. N. Transformations of childhood at the beginning of the XXI century: to clarify the concept of social construction of childhood. Vestnik RGGU. Seriia “Filosofiia. Sotsiologiia. Iskusstvovedenie”, 2014, no. № 4 (126), pp. 173–183. (In Russian)

Mayorova-Shcheglova S. N., Kolosova E. A. Institutionalization of the sociology of childhood in Russia. Detstvo XXI veka v sotsiogumanitarnoi perspektive: kollektivnaia monografiia. Moscow, ROS, 2017, 203 p., (DVD-ROM), pp. 36–57. (In Russian)

Sultana Ali Norozi, Torill Moen. Childhood as a Social Construction. Journal of Educational and Social Research, 2016, vol. 6, no. 2. Available at: https://www.mcser.org/journal/index.php/jesr/article/viewFile/9151/8837 (accessed: 18.03.2019).

Postman N. The Disappearance of Childhood. N. Y., Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994.

Qvortrup J. Childhood and Societal Macrostructures: Childhood Exclusion by Default. Odense University. Department of Contemporary Cultural Studies, 1999, pp. 1–4.

Kolosova E. A., Mayorova-Shcheglova S. N., Mitrofanova S. Y. New sociology of childhood. Detstvo XXI veka v sotsiogumanitarnoi perspektive: kollektivnaia monografiia. Rus. ed. Moscow, ROS, 2017, 203 p.,(DVD-ROM), pp. 18–23. (In Russian)

Carroll P., Calder-Dawe O., Witten K., Asiasiga L., De Backer M. A Prefigurative Politics of Play in Public Places: Children Claim Their Democratic Right to the City Through Play. Space & Culture, 2019, vol. 22, is. 3, pp. 294–307. doi: 10.1177/1206331218797546. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1206331218797546?journalCode=saca (accessed: 12.08.2019).

Narodowski M., Snaider C. Bebés en las escuelas? Infancias hiperescolarizadas en una cultura prefigurativa. Revista Latinoamericana de Ciencias Sociales, Niñez y Juventud, 2017, no. 15 (1), pp. 45–57. doi: 10.11600/1692715x.1510121052016. URL: http://www.scielo.org.co/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1692-715X2017000100002&lng=en&tlng=en (accessed: 12.08.2019).

Polivanova K. N. Childhood in a changing world. Sovremennaia zarubezhnaia psikhologiia, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 55–10.

Radaev V. V. Millennials compared to previous generations: an empirical analysis. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2018, no. 3, pp. 15–33. (In Russian)

Stillman D. Gen Z @ Work: How the Generation Is Transforming the Workplace. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2018. 272 p. (In Russian)

Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (accessed: 10.04.2019). (In Russian)

Francis T., Hoefel F. ‘True Gen’: Generation Z and its implications for companies. McKinsey & Company. URL: https://www.mckinsey.com/industries/consumer-packaged-goods/our-insights/true-gengeneration-z-and-its-implications-for-companies (accessed: 12.08.2019).

American experts on the “generation of Z”. Available at: https://drive.google.com/file/d/0B1h6vSzJqNgXaFY3eFI3QVptajA/edit?usp=sharing (accessed: 30.06.2014) (In Russian)

Novoselova E. Karyaristov changed their contemplators. Rossiyskaia gazeta, 21.10.2017. Available at: https://rg.ru/2017/10/19/pautova-pokolenie-dzen-cenit-samorazvitie-i-puteshestviia.html (accessed: 21.10.2017) (In Russian)

Volkov D. Who are the people of the Z generation? Publishing house “Kommersant”. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3778752?query=%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20z (accessed: 18.04.2019). (In Russian)

Kudryavtseva E. A non-playing man. Ogonek, 2018, no. 34, pp. 26–29. (In Russian)

Chernykh A. Networks for children is not a toy. Publishing house “Kommersant”. 27.03.2019. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3924355?query=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8 (accessed: 27.03.2019). (In Russian)

Rozhdestvenskaya Y. A. Children fill the network. Publishing house “Kommersant”. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3718414?query=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8 (accessed: 27.03.2019). (In Russian)

Filina O. Continuous changes. Ogonek, 2019, no. 14, p. 4. (In Russian)

Portnyagina M. The figure calls. Ogonek, 2018, no. 40, pp. 27–29. (In Russian)

The difference between virtual and real reality is already minimal. Publishing house "Kommersant". Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3778818?query=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8 (accessed: 27.03.2019). (In Russian)

Bejan A. It's Spring Already? Physics Explains Why Time Flies As We Age. Pratt School Of Engineering Of Duke University. Available at: https://pratt.duke.edu/about/news/its-spring-already-physicsexplains-why-time-flies-we-age (accessed: 21.05.2019).

Koreshnikova Yu. N., Zakharov A. B., Dudyrev F. F. Differences in general education in colleges and high schools. Voprosy obrazovaniia, 2018, no. 2, pp. 228–253. (In Russian)

School performance is able to reveal social networks. Publishing house “Kommersant”. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3714714?from=doc_vrez (accessed: 27.03.2019). (In Russian)

Koroleva D. O. Study of the everyday life of modern adolescents: presence in social networks as an integral part of communication. Sovremennaia zarubezhnaia psikhologiia, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 55–61. doi: 10.17759/jmfp.2016050207 p. 55-56. Available at: https://ioe.hse.ru/data/2016/07/26/1119083090/jmfp%20_2015_n2_Koroleva.pdf (accessed: 21.05.2019). (In Russian)

Zhurenkov K. Digital bundle. Ogonek, 2019, no. 16, p. 4. (In Russian)

Common Sense Media. Digital world research site. Available at: https://www.commonsensemedia.org/research (accessed: 21.05.2019).

Rosstat showed a link between poverty and loneliness. Information Agency RBC. Available at: https://www.rbc.ru/society/20/03/2019/5c91cfcf9a794777b44fed76 (accessed: 21.05.2019). (In Russian)

Zhurenkov K. Facial Expressions of the letter. Ogonek, 2017, no. 39, p. 4. (In Russian)

Tsymbalenko S., Sharikov A., Mayorova-Shcheglova S., Makeev P. The Impact of the Internet on Russian adolescents and youth in the context of the development of the Russian information space. Results of sociological research. Moscow, 2012. Available at: https://krcdo.my1.ru/_ld/1/141_vliyanieinterne.pdf (accessed: 21.05.2019) (In Russian)

Koroleva D. O. The Reality of modern childhood: the phenomenon of social networks. Praktiki razvitiia: individual'nye, korporativnye, institucional'nye svobody i ogranicheniia: materialy XXI nauchnoprakticheskoi konferencii. Krasnoyarsk, 2015, pp. 78–80. (In Russian)

Kitova E. B. Communication in the Internet environment and “universal language” Emoji. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2016, vol. 5, no. 4, pp. 654–664. (In Russian)

Zubok U. A., Chuprov V. I. Social regulation under conditions of uncertainty. Theoretical and applied problems in the study of young people. Rus. Ed. Moscow, Academia, 2008. 272 p. (In Russian)

Marszałek L. Re-constructing the dialogue of generations against the reality of prefigurative culture. Acta Universitatis Nicolai Copernici Pedagogika, 2017, vol. 34, pp. 73–88; 2392–1242; 0208–5313. doi: 10.12775/AUNC_PED.2017.015.

Загрузки

Опубликован

04.12.2019

Как цитировать

Бесчасная, А. А. (2019). Исследование префигуративных аспектов современного детства . Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 12(4), 297–316. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.401

Выпуск

Раздел

Векторы и траектории социологической теории