Профессиональная деятельность государственных служащих: компетентностный подход

Авторы

  • Елена Александровна Васильева Северо-Западный институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Российская Федерация, 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В. О., 57/43 https://orcid.org/0000-0003-3185-3957

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.403

Аннотация

В статье рассмотрена проблема применения компетентностного подхода в системе государственной службы. Установлено, что профессионализм государственных служащих определяется как компетентность, т. е. способность эффективно выполнять должностные обязанности, опираясь на свои компетенции, в условиях активного взаимодействия внутри системы и с гражданами. При этом ключевыми становятся не столько функциональные компетенции — знания, умения и навыки в области администрирования, сколько управленческие и коммуникационные навыки. Определено, что требования, установленные в «Справочнике квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы», носят преимущественно функциональный характер и не учитывают институциональную составляющую государственного управления, а в ФГОС не формируется полный перечень требований, установленных в справочнике. Таким образом, компетенции, определяемые в нормативных документах, не соответствуют требованиям, выдвигаемым обществом к государственной службе как основному субъекту государственного управления. Такое расхождение приводит к возникновению социальных рисков. Во-первых, ролевая модель, формируемая в Справочнике, соответствует ожиданиям общества по гуманизации государственного управления, но снижает социальный статус государственных служащих до уровня технического административного персонала, что приводит к демотивации чиновников, снижению качества государственного управления и нарастанию дисфункций, таких как бюрократизм и формализация. Во-вторых, компетентностная модель, формируемая в ходе профессиональной подготовки, не соответствует требованиям, которые предъявляются к государственным служащим низшего звена. Управленческие компетенции не учитываются при проведении кадровых мероприятий, а следовательно, служащие не мотивированы к их полноценному освоению. Возникающее в результате разочарование приводит к возрастанию напряженности внутри системы государственной службы, которое в дальнейшем транслируется в общественное мнение и приводит к снижению доверия к государству. Дальнейшее совершенствование компетентностного подхода в системе государственного управления связано с пересмотром как нормативных документов, так и принципов организации подготовки служащих. 

Ключевые слова:

профессиональная деятельность, государственная служба, компетенция, компетентность, ФГОС, профессионализм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Вебер М. Хозяйство и общество // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 59–82.

Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 656 с.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ Москва; Хранитель, 2006. 873 с.

Административное право России / под ред. Н. М. Конина, Ю. Н. Старилова. 2-е изд. М.: Норма; ИНФРА-М, 2010. 784 с.

Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, 2001. 351 с.

Одегов Ю. Г., Халиулина В. В. Организационные аспекты оценки и аттестации персонала // Вестник Омского ун-та. Сер. «Экономика». 2017. № 1 (57). С. 119–126.

Басинская И. В. Компетентностный подход в управлении человеческими ресурсами // Гуманiтарна-эканамiчны веснiк: навукова-тэарэтычны часопiс. Минск: Мiжн. гуман.-эканам. iнст. 2013. № 3. С. 81–87.

Marijani R. Public Service Leadership Competency Framework [PSLCF]: Is It a Holy Grail of Service Delivery? // Open Journal of Social Sciences. 2017. No. 5. P. 169–184. doi: 10.4236/jss.2017.510015.

Le Deist F. D., Stringfellow E., Winterton J. Typology of knowledge, skills and competences: Clarification of the concept and prototype. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006. 131 p.

Kettl D. The Global Public Management Revolution: A Report on the Transformation of Governance. Washington: Brookings Institutions press, 2000. 117 p.

Peters G., Pierre J. Introduction: The Role of Public Administration in Governing // Handbook of Public Administration / еd. by B. Peters, J. Pierre. London: Sage Publications, 2003. 640 p.

Hood C. Public Management: The Word, the Movement, the Science // The Oxford Handbook of Public Management / ed. by E. Ferlie, L. Lynn Jr., C. Pollitt. Oxford: Oxford University Press, 2007. 804 p.

Бурделова М. С. Компетентностный подход к обучению по биобезопасности // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 1 (32). Ч. 2. С. 18–19.

Юрьева О. В. Управление человеческими ресурсами государственной гражданской службы на основе моделей компетенций // Казанский экономический вестник. 2016. № 3 (23). С. 105–110.

Парфенов К. В. Проблемы разработки профессиональных компетенций выпускника бакалавриата по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» // Развитие образования. 2019. № 1 (3). С. 47–49.

Бородина А. В. «Компетенции будущего» и особенности их формирования у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования (на примере государственного и муниципального управления) // Вестник ВЭГУ. 2018. № 6 (98). С. 15–27.

Огневенко Н. С. Зарубежный опыт разработки моделей профессиональных компетенций в сфере государственного управления // Вестник экспертного совета. 2018. № 4 (15). С. 166–169.

Kekez A., Howlett M., Ramesh M. Varieties of collaboration in public service delivery // Policy Design and Practice. 2018. No. 4. DOI: 10.1080/25741292.2018.1532026.

Семенюк Е. А. Роль soft-skills и hard-skills в современных тенденциях HR-менеджмента // Державинский форум. 2018. Т. 2. № 7. С. 23–29.

Колобова С. А. Концептуальные подходы ЮНЕСКО к решению проблем гражданского образования молодежи и их значение для России // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Международные отношения, политология, регионоведение». 2003. № 1. С. 120–128.

Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский ун-т», 2016. 176 с.

Будущее образования: глобальная повестка. URL: http://rusinfoguard.ru/wp-content/uploads/2016/12/GEF.Agenda_ru_full.pdf (дата обращения: 17.07.2019).

Hutmacher W. Key Competencies for Europe. Report of the symposium. Strasbourg, 1997. 72 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED407717.pdf (дата обращения: 23.07.2019).

Civil Service Competency Framework 2012–2017. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/436073/cscf_fulla4potrait_2013-2017_v2d.pdf (дата обращения: 23.07.2019).

The Civil Service Reform Plan. P. 9. URL: https://www.gov.uk/government/publications/civil-service-reform-plan (дата обращения: 23.07.2019).


References

Weber M. Economy and Society. Western Economic Sociology: A Reading Book of Modern Classics. Rus. Ed. Moscow, ROSSPEN Publ., 2004, pp. 59–82. (In Russian)

Weber M. Protestant Ethics and the Spirit of Capitalism. Rus. Ed. Moscow, St. Petersburg, Center for Humanitarian Initiatives Publ., 2013. 656 p. (In Russian)

Merton R. Social theory and social structure. Rus. Ed. Moscow, AST Moscow, Khranitel', 2006. 873 p. (In Russian)

Administrative law of Russia. Ed. N. M. Konin, Yu.N. Starilov. Moscow, Norma, INFRA-M Publ. 2010. 784 p. (In Russian)

Tikhomirov Yu. A. Competency theory. Moscow, Iurinformtsentr Publ, 2001. 351 p. (In Russian)

Odegov Yu. G. Organizational aspects of personnel assessment and certification. Vestnik Omskogo universiteta. Seriia «Ekonomika», 2017, no. 1 (57), pp. 119–126.

Basinskaya I. V. Competency-based approach to human resource management. Gumanitarnaekanamichny vesnik: navukova-tearetychny chasopis, 2013, no. 3, pp. 81–87. (In Russian)

Marijani R. Public Service Leadership Competency Framework [PSLCF]: Is It a Holy Grail of Service Delivery? Open Journal of Social Sciences, 2017, no. 5, pp. 169–184. doi: 10.4236 / jss.2017.5.51515.

Le Deist F. D., Stringfellow E., Winterton J. Typology of knowledge, skills and competences: Clarification of the concept and prototype. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2006. 131 p.

Kettl D. The Global Public Management Revolution: A Report on the Transformation of Governance. Washington, Brookings Institutions press, 2000. 117 p.

Peters G., Pierre J. Introduction: The Role of Public Administration in Governing. Handbook of Public Administration. Ed. by B. Peters, J. Pierre. London, Sage Publications, 2003. 640 p.

Hood C. Public Management: The Word, the Movement, the Science. In: The Oxford Handbook of Public Management. Ed. by E. Ferlie, L. Lynn Jr., C. Pollitt. Oxford, Oxford University Press, 2007. 804 p.

Burdelova M. S. A competency-based approach to biosafety training. Mezhdunarodnyi nauchnoissledovatel'skii zhurnal, 2015, no. 1 (32), vol. 2, pp. 18–19. (In Russian)

Yuryeva O. V. Human Resource Management of the State Civil Service Based on Competency Models. Kazanskii ekonomicheskii vestnik, 2016, no. 3 (23), pp. 105–110. (In Russian)

Parfenov K. V. Problems of developing professional competencies of a bachelor's graduate in the direction 38.03.04 “State and municipal administration”. Razvitie obrazovaniia, 2019, no. 1 (3), pp. 47–49.(In Russian)

Borodina A. V. “Competences of the future” and the features of their formation among students in the programs of additional professional education (on the example of state and municipal government). Vestnik VEGU, 2018, no. 6 (98), pp. 15–27. (In Russian)

Ognevenko N. S. Foreign experience in developing models of professional competencies in the field of public administration. Vestnik ekspertnogo soveta, 2018, no. 4 (15), pp. 166–169. (In Russian)

Kekez A., Howlett M., Ramesh M. Varieties of collaboration in public service delivery. Policy Design and Practice, 2018, no. 4. DOI: 10.1080 / 25741292.2018.1532026.

Semenyuk E. A. The role of soft-skills and hard-skills in modern HR management trends. Derzhavinskii forum, 2018, vol. 2, no. 7, pp. 23–29. (In Russian)

Kolobova S. A. UNESCO conceptual approaches to solving the problems of youth civic education and their significance for Russia. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriia: Mezhdunarodnye otnosheniia, politologiia, regionovedenie, 2003, no. 1, pp. 120–128. (In Russian)

Troyanskaya S. L. The basics of the competency-based approach in higher education: a textbook. Izhevsk, Publishing Center “Udmurt University”, 2016. 176 p.

The future of education: a global agenda. Available at: http://rusinfoguard.ru/wp-content/uploads/2016/12/GEF.Agenda_ru_full.pdf (accessed: 17.07.2019).

Hutmacher W. Key Competencies for Europe. Report of the symposium. Strasbourg, 1997. 72 p. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED407717.pdf (accessed: 23.07.2019).

The Civil Service Reform Plan. P. 9. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/civil-service-reform-plan (accessed: 23.07.2019).

Загрузки

Опубликован

04.12.2019

Как цитировать

Васильева , Е. А. (2019). Профессиональная деятельность государственных служащих: компетентностный подход . Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 12(4), 329–349. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.403

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)