Профессиональная деятельность государственных служащих: компетентностный подход
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.403Аннотация
В статье рассмотрена проблема применения компетентностного подхода в системе государственной службы. Установлено, что профессионализм государственных служащих определяется как компетентность, т. е. способность эффективно выполнять должностные обязанности, опираясь на свои компетенции, в условиях активного взаимодействия внутри системы и с гражданами. При этом ключевыми становятся не столько функциональные компетенции — знания, умения и навыки в области администрирования, сколько управленческие и коммуникационные навыки. Определено, что требования, установленные в «Справочнике квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы», носят преимущественно функциональный характер и не учитывают институциональную составляющую государственного управления, а в ФГОС не формируется полный перечень требований, установленных в справочнике. Таким образом, компетенции, определяемые в нормативных документах, не соответствуют требованиям, выдвигаемым обществом к государственной службе как основному субъекту государственного управления. Такое расхождение приводит к возникновению социальных рисков. Во-первых, ролевая модель, формируемая в Справочнике, соответствует ожиданиям общества по гуманизации государственного управления, но снижает социальный статус государственных служащих до уровня технического административного персонала, что приводит к демотивации чиновников, снижению качества государственного управления и нарастанию дисфункций, таких как бюрократизм и формализация. Во-вторых, компетентностная модель, формируемая в ходе профессиональной подготовки, не соответствует требованиям, которые предъявляются к государственным служащим низшего звена. Управленческие компетенции не учитываются при проведении кадровых мероприятий, а следовательно, служащие не мотивированы к их полноценному освоению. Возникающее в результате разочарование приводит к возрастанию напряженности внутри системы государственной службы, которое в дальнейшем транслируется в общественное мнение и приводит к снижению доверия к государству. Дальнейшее совершенствование компетентностного подхода в системе государственного управления связано с пересмотром как нормативных документов, так и принципов организации подготовки служащих.
Ключевые слова:
профессиональная деятельность, государственная служба, компетенция, компетентность, ФГОС, профессионализм
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.