Потенциал рефлексивной технологии в изучении изменяющегося общества

Авторы

  • Галина Иосифовна Саганенко Социологический институт РАН — филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Российская Федерация, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14
  • Алексей Эдуардович Гегер Социологический институт РАН — филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Российская Федерация, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14 https://orcid.org/0000-0002-8717-565X
  • Кирилл Кириллович Боярский Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО, Российская Федерация, 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49 https://orcid.org/0000-0002-0306-8276
  • Виктория Ивановна Дудина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-2099-2345
  • Юрий Петрович Заричняк Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО, Российская Федерация, 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.103

Аннотация

На всех уровнях жизни современного общества с высочайшим темпом происходят кардинальные изменения. Они задаются стремительным развитием цифровых и инфокоммуникационных технологий. Человечество оказалось в новой темпоральной эпохе. Поддается ли эта ситуация изучению традиционными эмпирическими методами? Анализ чувствительности популярных эмпирических методов показывает, что стандартизированными опросными методиками и глубинными интервью не обнаружить изменений в фактуре трансформирующейся социальной реальности, в характеристиках разных социальных групп. Кроме того, эти методы ресурсоемкие, требуют значительных финансовых, эмоциональных и временнх затрат и при этом не обеспечивают прозрачности и надежности результатов. Стартовавшие в эпоху горбачевской перестройки глобальные перемены в стране актуализировали поиск релевантных и эффективных методов изучения трансформирующейся реальности. Именно тогда мы запустили в разработку методику открытых вопросов, в том числе организовали совместный проект с математиками по созданию информационно-аналитической системы ДИСКАНТ (Диалоговая система контент-анализа текстов), для проведения регулярных опросов наладили контакты с Академией наук и ГПБ им. М. Е. СалтыковаЩедрина. Цель статьи — раскрыть потенциал разработанной авторами рефлексивной, базированной на открытых вопросах исследовательской технологии, обеспечивающие ее модули, накопленные с ее помощью методические и содержательные ресурсы. Структура статьи организована как последовательное и краткое представление основных модулей технологии, среди которых: типология открытых вопросов, рефлексивные опросные методики, охватывающие широкий спектр социальных сфер, реализованные эмпирические проекты, эффективная компьютерная система ДИСКАНТ для поддержки смешанных исследований. В заключение показаны принципиальные возможности технологии ответить на ряд запросов общества: результативные эмпирические исследования в трансформирующуюся эпоху, развитие социологического мышления, расширение системы дидактических принципов, освоение интегрального эмпирического опыта. 

Ключевые слова:

открытые вопросы, смешанные вопросы, рефлексивные методики, исследовательская технология, ДИСКАНТ, текстовые массивы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Саганенко Г. И. Социологическая информация: статистическая оценка надежности исходных данных социологического исследования. Л.: Наука, 1979.

Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследования. 2-е. изд. М.: ЛЕНАРД, 2017.

Саганенко Г. И., Ядов В. А. Место диспозиций в практическом прогнозировании поведения личности. В книге: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция / науч. ред. В. А. Ядов. 2-е изд., расш. М.: ЦСПиМ, 2013.

Оберемко О. А. На какие вопросы отвечают ответы на открытый вопрос: опыт реконструкции трансформаций вопроса респондентами // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2013. № 37. C. 39–74.

Рогозин Д. М. Открытые вопросы в массовых обследованиях // Социологический журнал. 2001. № 3. С. 29–70.

Computer assisted survey information collection / M. P. Couper, R. P. Baker, J. Bethlehem, et. al. Wiley series in probability and statistics. Survey methodology section. “A Wiley-Interscience publication”. New York, 1998.

Neuendorf K. The content analysis guidebook. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc. 2017. Doi: 10.4135/9781071802878.

Popping R. Analyzing Open-ended Questions by Means of Text Analysis Procedures // Bulletin of Sociological Methodology. 2015. Vol. 128. Р. 23–39.

Bailey K. D. Typologies and taxonomies: An introduction to classification techniques. London: Sage Publication, 1994.

Foddy W. Constructing questions for interviews and questionnaires: Theory and practice in social research. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

Докторов Б. З. О характере российского экологического сознания // Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения: информационный бюллетень. 1993. № 7. С. 13–36.

Картавцев В. В. Механика интервью: производство ситуативной адекватности ответов на открытые вопросы // Социологический журнал, 2017. Т. 23, № 1. C. 27–42. https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.1.5000

Саганенко Г. И. Системы, форматы и познавательный потенциал открытых вопросов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. 4, № 4. С. 171–193.

Саганенко Г. И., Гегер А. Э., Степанова Е. И. Потенциал рефлективных методов в выявлении релевантных ценностей // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2011. № 32. C. 75–103.

Саганенко Г. И., Воронцова О. А. Представления молодежи о стране эпохи СССР // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2008. № 27. С. 158–187.

Саганенко Г. И., Гегер А. Э. Сравнение ценностных ориентаций студентов на интервале в 10 лет: вопросы методологии и результаты // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 22–33.

Гегер А. Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 132–141.

Саганенко Г. И. Российское техническое образование: актуальная экспертиза студентов (Ч. 2) // Социология науки и технологий. 2013. Т. 4. № 3. С. 107–126.

Саганенко Г. И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Кн. 1. Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004.

Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Кн. 2. Прикладные технологии в социологическом изучении сферы образования / науч. ред. Г. И. Саганенко. СПб: ГНУ «ИОВ РАО», 2005.

Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: Free Press, 1973.

Inglehart R., Haerpfer C., Moreno A., Welzel C., Kizilova K., Diez-Medrano J., Lagos M., Norris P., Ponarin E., Puranen B. et al. (eds). Madrid: JD Systems Institute, 2014. World Values Survey: Round Six — Country-Pooled Datafile Version. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV6.jsp (дата обращения: 17.07.2019).

Миллс Ч. Р. Социологическое воображение. М.: NOTA BENE, 2001.

Бауман З. Мыслить социологически: учеб. пособие / пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова; Ин-т «Открытое о-во». М.: Аспект-Пресс, 1996.

Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 148–158.

Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Дудина В. И. Эпистемологическая реконфигурация социального знания: от репрезентации к перформативности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. № 3. С. 35–50


References

Saganenko G. I. Sociological information: a statistical assessment of the reliability of the source data of a sociological study. Leningrad, Nauka Publ., 1979. (In Russian)

Saganenko G. I. Reliability of the results of a sociological study. Moscow, LENARD Publ., 2017. (In Russian)

Saganenko G. I., Yadov V. A. “The place of dispositions in the practical forecasting of personality behavior”, in: Yadov V. A. (ed.) Self-regulation and forecasting of social behavior of a person: Dispositional concept. 2nd ext. Moscow, TsSPiM Publ., 2013. (In Russian)

Rogozin D. M. Open-ended questions in mass surveys. Sotsiologicheskii zhurnal, 2001, no. 3, pp. 27–70. (In Russian)

Oberemko O. А. What questions are answered by an open question: the experience of reconstruction of transformations of a question by respondents. Sotsiologiia: metodologiia, metody, matematicheskoe modelirovanie (4M), 2013, no. 37, pp. 39–74. (In Russian)

Computer assisted survey information collection / M. P. Couper, R. P. Baker, J. Bethlehem, et. al. Wiley series in probability and statistics. Survey methodology section. “A Wiley-Interscience publication”. 1998. New York.

Neuendorf K. The content analysis guidebook. Thousand Oaks, CA, SAGE Publications, Inc., 2017.

Popping R. Analyzing Open-ended Questions by Means of Text Analysis Procedures. Bulletin of Sociological Methodology. Bulletin de Me´thodologie Sociologique, 2015, vol. 128, pp. 23–39.

Bailey K. D. Typologies and taxonomies: An introduction to classification techniques. London, Sage Publication, 1994.

Foddy W. Constructing questions for interviews and questionnaires: Theory and practice in social research. Cambridge, Cambridge University Press, 1994.

Doctorov B. Z. On the nature of Russian environmental awareness. Sotsial’nye i ekonomicheskie peremeny: Monitoring obshchestvennogo mneniia: Informatsionnyi biulleten’, 1993, no. 7, pp. 13–36. (In Russian)

Kartavtsev V. V. Interview mechanics: production of situational adequacy of answers to open questions. Sotsiologicheskii zhurnal, 2017, vol. 23, no. 1, pp. 27–42. Available at: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.1.5000 (accessed: 24.10.2019). (In Russian)

Saganenko G. I. Systems, formats and cognitive potential of open ones. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, 2001, vol. 4, no. 4, pp. 171–193. (In Russian)

Saganenko G. I., Geger A. E., Stepanova E. I. The potential of reflective methods in identifying relevant values. Sotsiologiia: metodologiia, metody, matematicheskoe modelirovanie (4M), 2011, no. 32, pp. 75–103. (In Russian)

Saganenko G. I., Vorontsova O. A. Representations of youth about the country of the era of the USSR. Sotsiologiia: metodologiia, metody, matematicheskoe modelirovanie (4M), 2008, no. 27, pp. 158–187. (In Russian)

Saganenko G. I., Geger A. E. Comparison of students’ value orientations over an interval of 10 years: methodological issues and results. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2016, no. 12, pp. 22–33. (In Russian)

Geger A. E. Identification of individual and group values in a youth group. Relevant methodological solutions. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2010, no. 1, pp. 132–141. (In Russian)

Saganenko G. I. Russian technical education: current expertise from students (Part 2). Sotsiologiia nauki i tekhnologii, 2013, vol. 4, no. 3, pp. 107–126. (In Russian)

Saganenko G. I. The variety of possibilities of sociological study of the field of education Book 1. Justification and technologies of sociological studies based on texts. St. Petersburg, GNU “IAO RAO” Publ., 2005. (In Russian)

The variety of possibilities of a sociological study of the field of education. Book 2 Applied technologies in the sociological study of education, ed. by G. I. Saganenko. St. Petersburg, GNU “IAO RAO” Publ., 2005. (In Russian)

Rokeach M. The Nature of Human Values. New York, Free Press, 1973.

Inglehart R., Haerpfer C., Moreno A., Welzel C., Kizilova K., Diez-Medrano J., Lagos M., Norris P., Ponarin E., Puranen B. et al. (eds). World Values Survey: Round Six — Country — Pooled Datafile Version. Madrid: JD Systems Institute, 2014. Available at: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV6.jsp. (accessed: 07.07.2019).

Mills C. R. Sociological imagination. Moscow: NOTA BENE Publ., 2001. (In Russian)

Bauman Z. Think sociologically. Moscow, Aspect Press Publ., 1996. (In Russian)

Shtompka P. Theoretical sociology and sociological imagination. Sotsiologicheskii zhurnal, 2001, no. 1, pp. 148–158. (In Russian)

Berger P. Invitation to Sociology. Moscow, Aspect Press Publ., 1996. (In Russian)

Dudina V. I. Epistemological reconfiguration of social knowledge: from representation to performativity. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, no. 3, 2012. pp. 35–50. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.04.2020

Как цитировать

Саганенко, Г. И., Гегер , А. Э., Боярский , К. К., Дудина , В. И., & Заричняк , Ю. П. (2020). Потенциал рефлексивной технологии в изучении изменяющегося общества. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(1), 40–54. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.103

Выпуск

Раздел

Методы в социологии: традиции и трансформации

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)