ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Авторы

  • Юлия Михайловна Миланич Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье рассматриваются основные теоретические и методологические аспекты психологической помощи семьям детей с нарушениями развития. Помощь психолога данной категории семей понимается как содействие в решении проблем внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений с целью создания оптимальных условий для развития как самого ребенка, так и его ближайших родственников. Выделены звенья психологической помощи: семейная психодиагностика, семейное психоконсультирование, психологическая поддержка, психологическое сопровождение и семейная психологическая коррекция. Анализируются основные теоретические подходы в психологической работе с семьями детей с отклонениями в развитии, которые практикуются за рубежом и в России. Предложены принципы психологической помощи семье и ее основного звена — психологической коррекции семейного функционирования: системный, принцип индивидуализации, принцип деятельностного подхода, иерархический, интегративный. Библиогр. 13 назв.

Ключевые слова:

психологическая помощь, семья, дети с нарушенным развитием, семейная психологическая коррекция, принципы психологической помощи

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. 336 с.

Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. 288 с.

Simpson D. Psychoanalytic perspectives on emotional problems facing parents of children with learning disabilities // Psychoanalytic Theory for Social Work Practice: Thinking Under Fire / ed. by M. Bower. London, New York: Routledge. 2005. P. 106–114.

Solnit A. J., Stark M. H. Mourning and the birth of a defective child // Psychoanalytic Study of the Child // New Haven. 1961. Vol. 16. P. 523–537.

Linares-Gonzales L. A Supportive Training Program for Parents of Autistic Children. Miami, Florida: C. A. U. (Carlos Albizu University), 2006. 110 p.

Behavioral intervention for young children with autism: a manual for parents and professional / ed. by C. Maurice. Austin, Texas: PRO-ED. An International Publisher, 1996. 400 p.

Sanders M. R., Markie-Dadds С., Turner K. M. T. Theoretical, Scientific and Clinical Foundations of the Triple P-Positive Parenting Program: A Population Approach to the Promotion of Parenting Competence. Brisbane, Qld, Australia: The Parenting and Family Support Centre, 2003. 24 p.

Greaves D. The Effect of Rational-Emotive Parent Education on the Stress of Mothers of Young Children with Down Syndrome // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 1997. Vol. 15, N 4. P. 249–267.

McInerney J. F., McInerney B. C. M. Working with the Parents and Teachers of Exceptional Children // Rational emotive behavioral approaches to childhood disorders / eds A. Ellis, M. E. Bernard. New York: Springer. 2006. P. 369–384.

Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2009. 368 с.

Turnbull A. P., Turnbull H. R. Family issues // Handbook of Developmental Disabilities / eds S. L. Odom, R. H. Horner, M. E. Snell, J. Blacher. New York: The Guildford Press, 2007. P. 529–590.

Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010. 384 с.

Загрузки

Опубликован

15.06.2015

Как цитировать

Миланич, Ю. М. (2015). ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (2), 66–73. извлечено от https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/1544