Линейные руководители как социально-профессиональная группа

Авторы

  • Вероника Эдуардовна Деминская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российская Федерация, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20 https://orcid.org/0000-0001-5825-4394

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.302

Аннотация

Статья посвящена анализу роли и положения линейных руководителей в современном российском бизнесе, а также принадлежности руководителей первого уровня к социальнопрофессиональной группе менеджеров. Линейные руководители были рассмотрены с точки зрения наличия соответствующего уровня капиталов, характерных для социально-профессиональной группы менеджеров: физического, человеческого, социального и административного. Особое внимание автор уделил исследованию административного капитала линейных руководителей (прав и возможностей, доступных в сфере управления). Эмпирическая часть работы основана на результатах стандартизированного опроса 1116 руководителей первого звена из 11 отраслей. Результаты исследования продемонстрировали, что современные линейные руководители обладают высоким уровнем человеческого, физического и социального капитала, а главное, достаточно высоким уровнем административного капитала. В рамках настоящего исследования благодаря факторному анализу 26 повседневных практик были выделены четыре группы административного капитала: организация и контроль, планирование, управление сотрудниками и управление финансами. Линейные руководители обладают очень высокими полномочиями в сфере контроля, организации и планирования, а также довольно высокими полномочиями в сфере управления своими подчиненными и финансами. Такие результаты демонстрируют эволюцию линейного руководителя от супервайзера-контролера к полноценному менеджеру с соответствующим уровнем образования, материальным достатком и социальными связями, имеющему довольно широкий спектр полномочий, не уступающий менеджерам более высокого уровня, что позволяет причислить линейного руководителя к социально-профессиональной группе менеджеров. По этой причине линейных руководителей стоит не только включать в исследования по социально-управленческой тематике, но и исследовать как отдельный феномен, заслуживающий особого внимания как со стороны науки, так и со стороны практики. Практики линейного руководителя могут стать основополагающим потенциалом в борьбе за конкурентное преимущество в эпоху кризиса и нестабильной экономики.

Ключевые слова:

линейные руководители, социально-профессиональная группа менеджеров, повседневные практики управления, административный капитал, управленческие практики

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 17–32.

Кларк С. Линейные руководители: между трудом и капиталом // Мир России. Социология. Этнология. 2006. Т. 15, № 4. С. 1–12.

Гончарова Н. В. Интеграция линейного менеджмента в управленческую иерархию // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 37–46.

Субочева А., Соболь О. Оценка эффективности управления развитием трудового потенциала персонала организации // Кадровик. 2015. Т. 2. C. 76–79.

Черепанова В. Н., Устинова О. В. Менеджеры как социально-профессиональная группа // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 646–646.

Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 4. С. 20–32.

Инясевский С. А. Российские менеджеры: социально-экономические характеристики и позиции на рынке труда // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. 11, № 3. С. 77–99.

Заславская Т. И., Крылатых Э. Н., Шабанова М. А. Новое поколение деловых людей России. М.: Дело, 2007. 319 с.

Корицкий А. В. Истоки и основные положения теории человеческого капитала // Креативная экономика. 2007. Т. 1, № 5. С. 3–10.

Кириллова О. Г., Савина К. С. Трудовой потенциал как экономическая категория // Общество: политика, экономика, право. 2014. № 2. C. 24–27.

Абрамов Р. Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: КомКнига, 2005. 379 с.

Drucker P. F. The Practice of Management. New York: Harper and Row, 1954. 416 p.

Иванова Н. Л. Типологические особенности самоопределения представителей менеджмента бизнес-организаций // Психология обучения. 2009. № 4. С. 77–90.

Устинова О. В., Пивоварова И. В. Карьера менеджеров как социально-профессиональной группы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 651–651.

Щербина В. В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // Социологические исследования. 2001. № 10. С. 48–58.

Hales C. Rooted in supervision, branching into management: Continuity and change in the role of first‐line manager // Journal of Management Studies. 2005. Vol. 42, no. 3. P. 471–506.

Purcell J., Hutchinson S. Front‐line managers as agents in the HRM‐performance causal chain: theory, analysis and evidence // Human Resource Management Journal. 2007. Vol. 17, no. 1. P. 3–20.

Маслов Е. В. Управление персоналом: технология и идеология // Организационная психология. 2015. Т. 5, № 1. C. 73–90.

Fu N., Flood P. C., Rousseau D. M., Morris T. Line managers as paradox navigators in HRM implementation: Balancing consistency and individual responsiveness // Journal of Management. 2020. Vol. 46, no. 2. P. 203–233.

Московская А. А. Проблемы становления модели профессии: российский опыт в западном исследовательском контексте // Мир России. 2010. № 3. C. 90–114.

Балабанова Е. С., Деминская В. Э. Руководитель как трансформационный лидер: роль личностных качеств и управленческих практик // Российский журнал менеджмента. 2017. Т. 15, № 3. С. 263–288.

Деминская В. Э. Связь трансформационного лидерства с позитивными установками российских сотрудников ИТ-компаний // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 1. С. 141–165.

Granovetter M. Network sampling: Some first steps // American Journal of Sociology. 1976. Vol. 81, no. 6. P. 1287–1303.


References

Zaslavskaya T. I. Business — layer of Russian society: entity, structure, status. Obshhestvennye nauki i sovremennost’, 1995, vol. 1, pp. 17–32. (In Russian)

Klark S. Line managers: between labor and capital. Mir Rossii. Sotsiologiia. Etnologiia, 2006, vol. 15, no. 4, pp. 1–12. (In Russian)

Goncharova N. V. Line managers’ integration in organizational hierarchy. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2007, vol. 5, pp. 37–46. (In Russian)

Subocheva A., Sobol’ O. Assessment of HR management performance. Kadrovik, 2015, vol. 2, pp. 76–79. (In Russian)

Cherepanova V. N., Ustinova O. V. Managers as socio-professional group. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, vol. 2, pp. 646–646. (In Russian)

Radaev V. V. The concept of capital, capital forms and their conversions. Ekonomicheskaia sotsiologiia, 2002, vol. 3, no. 4, pp. 20–32. (In Russian)

Inyasevskij S. A. Russian managers: social and economic characteristics and market labour position. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, 2008, vol. 11, no. 3, pp. 77–99. (In Russian)

Zaslavskaya T. I., Krylatyh E. N., Shabanova M. A. New generation of Russian businessmen. Moscow, Delo Publ., 2007. 319 p. (In Russian)

Koritskii A. V. The bases of humanity capital theory. Kreativnaia ekonomika, 2007, vol. 1, no. 5, pp. 3–10. (In Russian)

Kirillova O. G., Savina K. S. Labor potential as an economic category. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo, 2014, vol. 2, pp. 24–27. (In Russian)

Abramov R. N. Russian managers: sociological analysis of profession formation. Moscow, KomKniga Publ., 2005. 379 p. (In Russian)

Drucker P. F. The Practice of Management. New York, Harper and Row, 1954. 416 p.

Ivanova N. L. Typological features of managers’ self-determination in business organizations. Psihologiia obucheniia, 2009, vol. 4, pp. 77–90. (In Russian)

Ustinova O. V., Pivovarova I. V. Careers of managers as a social and professional group. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, vol. 2, pp. 651–651. (In Russian)

Shcherbina V. V. Management features as a direction of managerial activity. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2001, no. 10, pp. 48–58. (In Russian)

Hales C. Rooted in supervision, branching into management: Continuity and change in the role of first‐line manager. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta, 2005, vol. 42, no. 3. pp. 471–506.

Purcell J., Hutchinson S. Front‐line managers as agents in the HRM‐performance causal chain: theory, analysis and evidence. Human Resource Management Journal, 2007, vol. 17, no. 1, pp. 3–20.

Maslov E. V. Human resources management: technology and ideology. Organizatsionnaia psikhologiia, 2015, vol. 5, no. 1, pp. 73–90. (In Russian)

Fu N., Flood P. C., Rousseau D. M., Morris T. Line managers as paradox navigators in HRM implementation: Balancing consistency and individual responsiveness. Journal of Management, 2020, vol. 46, no. 2, pp. 203–233.

Moskovskaya A. A. Problems of professional models formations: Russian experience in Western scientific context. Mir Rossii, 2010, no. 3, pp. 90–114. (In Russian)

Balabanova E. S., Deminskaia V. E. Managers as transformational leaders: the role of individual characteristics and management practices. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta, 2017, vol. 15, no. 3, pp. 263–288. (In Russian)

Deminskaia V. E. The link between transformational leadership and positive attitudes of Russian IT workers. Organizatsionnaia psikhologiia, 2020, vol. 10, no. 1, pp. 141–165. (In Russian)

Granovetter M. Network sampling: Some first steps. American Journal of Sociology, 1976, vol. 81, no. 6, pp. 1287–1303.

Загрузки

Опубликован

28.09.2020

Как цитировать

Деминская , В. Э. . (2020). Линейные руководители как социально-профессиональная группа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(3), 272–291. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.302