Инновационное поведение сотрудников российских и иностранных компаний

Авторы

  • Евгения Сергеевна Балабанова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российская Федерация, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20 https://orcid.org/0000-0003-2007-1773
  • Азер Гамид оглы Эфендиев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российская Федерация, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20
  • Анна Сергеевна Гоголева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российская Федерация, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20
  • Павел Сергеевич Сорокин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российская Федерация, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20 https://orcid.org/0000-0003-3910-2090

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.301

Аннотация

Статья посвящена анализу индивидуального инновационного поведения российских работников в бизнес-организациях с преобладанием отечественного и иностранного капитала. В центре внимания авторов — индивидуально-личностные и организационные факторы, влияющие на три последовательных этапа инновационного процесса на микроуровне: генерирование новых идей, их продвижение и реализацию. Эмпирическая часть работы основана на результатах стандартизированного опроса 623 специалистов и руководителей среднего и нижнего уровней в 17 организациях частной формы собственности. Результаты исследования показали, что в компаниях с отечественными и зарубежными собственниками более высокая инновационная активность, выражающаяся в генерировании идей и выдвижении инновационных предложений, характерна для квалифицированных и высокостатусных работников — мужчин, руководителей, обладателей двух и более вузовских дипломов, высоко оценивающих уровень своих профессиональных компетенций. На этапе реализации инноваций сотрудники компаний с преобладанием зарубежного капитала чаще отмечают результативность своих предложений. Это позволяет сделать вывод о наличии в этих организациях более благоприятной институциональной системы организации инновационной деятельности по сравнению с чисто российскими компаниями. Более высокая индивидуальная инновационная активность работников иностранных компаний объясняется наличием управленческих стимулов инновационного поведения. В компаниях с зарубежными собственниками практикуются прямые поощрения инновационной активности в виде материальных и карьерных вознаграждений. В них шире, чем в российских, круг работников, привлекаемых к принятию управленческих решений. Кроме того, инновационные предложения, выдвигаемые работниками компаний с преобладанием иностранного капитала, носят более фокусированный и целевой характер. Авторы подчеркивают необходимость формирования благоприятной организационной среды в виде формальных и неформальных, прямых и косвенных стимулов инновационного поведения, которые способны обеспечить синергетический эффект от взаимодействия индивидуально-личностных и организационно-управленческих факторов инновационной активности работников. Ведущая роль, по мнению авторов, должна отводиться отбору сотрудников с ярко выраженной профессионально-содержательной мотивацией деятельности, созданию организационного климата, благоприятного для свободного обмена информацией между сотрудниками разного уровня, а также развитию прямого стимулирования инновационной активности. 

Ключевые слова:

инновационное поведение, инновационная активность, стимулирование инновационного поведения, бизнес-организации, российские и иностранные компании

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Chadee D., Roxas B. Institutional environment, innovation capacity, and firm performance in Russia // Critical Perspectives on International Business. 2013. Vol. 9, no. 1–2. P. 19–39.

Gong Y., Zhou J., Chang S. Core knowledge employee creativity and firm performance: The moderating role of riskiness orientation, firm size, and realized absorptive capacity // Personnel Psychology. 2013. Vol. 66, no. 2. P. 443–482.

Гурков И. Опыт российских производственных подразделений западных корпораций: условия формирования и поддержания эффективных инновационных рутин // ЭКО. 2013. № 6. С. 112–131.

McCarthy D. J., Puffer S. M. Business and management in Russia: A review of the post-Soviet literature and future research directions // European Journal of International Management. 2013. Vol. 7, no. 1. P. 74–111.

Ardichvili A., Zavyalova E. Human Resource Development in the Russian Federation. London: Routledge, 2015.

Сорокин П. С. Психологические аспекты бизнес-инноваций: подходы и направления исследований // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия: Психология. 2011. № 2. С. 67–77.

Lundvall B.-A., Johnson B., Andersen E. S., Dalum B. National Systems of Production, Innovation and Competence Building // Research Policy. 2002. Vol. 31, no. 2. P. 213–231.

Сорокин П. С. Социальные факторы и механизмы развития инноваций в бизнесе: направления исследований и перспективы их интеграции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия: Экономика. 2010. № 4. С. 67–77.

Завьялова Е. К., Цыбова В. С., Яхонтова Е. С. Взаимосвязь управления человеческими ресурсами и инновационной активности российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12, № 3. С. 3–32.

Балабанова Е. С., Баранова Д. А., Деминская В. Э. Надролевое поведение работника: проявления, предпосылки и последствия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. Т. 10. Вып. 2. С. 185–200.

Janssen O. Job demands, perceptions of effort-reward fairness and innovative work behaviour // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2000. Vol. 73, no. 3. P. 287–302.

Janssen O. How fairness perceptions make innovative behavior more or less stressful // Journal of Organizational Behavior. 2004. Vol. 25, no. 2. P. 201–215.

Amabile T. M. Motivating creativity in organizations: On doing what you love and loving what you do // California Management Review. 1997. Vol. 40, no. 1. P. 39–58.

Vila L. E., Pérez P. J., Coll-Serrano V. Innovation at the workplace: Do professional competencies matter? // Journal of Business Research. 2014. Vol. 67, no. 5. P. 752–757.

Wang Y. R&D employees’ innovative behaviors in Taiwan: HRM and managerial coaching as moderators // Asia Pacific Journal of Human Resources. 2013. Vol. 51, no. 4. P. 491–515.

Anderson N., de Dreu C. K. W., Nijstad B. A. The routinization of innovation research: A constructively critical review of the state-of-the-science // Journal of Organizational Behavior. 2004. Vol. 25, no. 2. P. 147–173.

Baer M., Oldham G. R., Cummings A. Rewarding creativity: When does it really matter? // The Leadership Quarterly. 2003. Vol. 14, no. 4–5. P. 569–586.

Buech V. I. D., Sonntag A. M. K. Suggestion systems in organizations: What motivates employees to submit suggestions? // European Journal of Innovation Management. 2010. Vol. 13, no. 4. P. 507–525.

Amabile T. M. How to kill creativity // Harvard Business Review. 1998. Vol. 76, no. 5. P. 76–87.

Janssen O. Innovative behaviour and job involvement at the price of conflict and less satisfactory relations with co-workers // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2003. Vol. 76, no. 3. P. 347–364.

Shalley C. E., Zhou J., Oldham G. R. The effects of personal and contextual characteristics on creativity: Where should we go from here? // Journal of Management. 2004. Vol. 30, no. 6. P. 933–958.

Oldham G. R., Cummings A. Employee Creativity: Personal and Contextual Factors at Work // Academy of Management Journal. 1996. Vol. 39, no. 3. P. 607–634.

Janssen O., van de Vliert E., West M. The bright and dark sides of individual and group innovation: A special issue introduction // Journal of Organizational Behavior. 2004. Vol. 25, no. 2. P. 129–145.

George J. M., Zhou J. When openness to experience and conscientiousness are related to creative behaviour: An interactional approach // Journal of Applied Psychology. 2001. Vol. 86, no. 3. P. 513–524.

Amabile T. M., Conti R., Coon H., Lazenby J., Herron M. Assessing the work environment for creativity // Academy of Management Journal. 1996. Vol. 39, no. 5. P. 1154–1184.

Madjar N., Oldham G. R., Pratt M. G. There’s no place like home? The contributions of work and nonwork creativity support to employees’ creative performance // Academy of Management Journal. 2002. Vol. 45, no. 4. P. 757–767.

Nemeth C. J. Managing Innovation: When Less is More // California Management Review. 1997. Vol. 40, no. 1. P. 59–74.

Zoghi C., Mohr R. D., Meyer P. B. Workplace organization and innovation // Canadian Journal of Economics. 2010. Vol. 43, no. 2. P. 622–639.

Zhou Y., Zhang Y., Montoro-Sánchez A. Utilitarianism or romanticism: The effect of rewards on employees’ innovative behavior // International Journal of Manpower. 2011. Vol. 32, no. 1. P. 81–98.

Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values. Beverly Hills, CA: Sage, 1980.

Shane S. A. Uncertainty avoidance and the preference for innovation championing roles // Journal of International Business Studies. 1995. Vol. 26, no. 1. P. 47–68.

Данилова Е., Тарарухина М. Российская производственная культура на фоне культур других стран мира // Становление трудовых отношений в постсоветской России / под ред. Дж. де Барделебен, С. Климовой, В. Ядова. М.: Академический проект, 2004. С. 193–220.

McDougall P. P., Oviatt B. M., Shrader R. C. A comparison of international and domestic new ventures // Journal of international entrepreneurship. 2003. Vol. 1, no. 1. P. 59–82.

Schmiele A. Intellectual property infringements due to R&D abroad? A comparative analysis between firms with international and domestic innovation activities // Research Policy. 2013. Vol. 42, no. 8. P. 1482–1495.

Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Любых Ж. С. Участие российских работников в процессе принятия решений в отечественных и иностранных компаниях // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 41–50.

Балабанова Е. С., Эфендиев А. Г. «Голос» работника в российских бизнес-организациях: концептуализация и результаты эмпирического анализа // Мир России: Социология, этнология. 2015. Т. 24, № 3. С. 61–87.

Карачаровский В. В., Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Культура и модернизация в зеркале взаимодействия российских и иностранных профессионалов в мультинациональных трудовых коллективах в России // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 67–77.

Gurkov I. Management practices in Russian manufacturing subsidiaries of foreign multinational corporations: Challenging some beliefs about contemporary Russian industrial management // Post-Communist Economies. 2014. Vol. 26, no. 2. P. 220–240.

Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. The Measurement of Scientific and Technological Activities (3rd ed.). Paris: OECD, 2005.


References

Chadee D., Roxas B. Institutional environment, innovation capacity, and firm performance in Russia. Critical Perspectives on International Business, 2013, vol. 9, no. 1–2, pp. 19–39.

Gong Y., Zhou J., Chang S. Core knowledge employee creativity and firm performance: The moderating role of riskiness orientation, firm size, and realized absorptive capacity. Personnel Psychology, 2013, vol. 66, no. 2, pp. 443–482.

Gurkov I. Experience of Russian Production Units of Western Corporations: The Conditions of Forming and Maintaining Effective and Innovative Routines. ECO, 2013, no. 6, pp. 112–131. (In Russian)

McCarthy D. J., Puffer S. M. Business and management in Russia: A review of the post-Soviet literature and future research directions. European Journal of International Management, 2013, vol. 7, no. 1, pp. 74–111.

Ardichvili A., Zavyalova E. Human Resource Development in the Russian Federation. London, Routledge, 2015.

Sorokin P. S. Psychological Aspects of Innovations in Business: Approaches and Research Directions. Vestnik LSU: Psychology, 2011, no. 2, pp. 67–77. (In Russian)

Lundvall B.-A., Johnson B., Andersen E. S., Dalum B. National Systems of Production, Innovation and Competence Building. Research Policy, 2002, vol. 31, no. 2, pp. 213–231.

Sorokin P. S. Social Factors and Mechanisms of Innovations in Businesss: Research Directions and Perspectives of Their Integration. Vestnik LSU: Economy, 2010, no. 4, pp. 67–77. (In Russian)

Zavyalova E., Tsybova V., Yakhontova E. The Relationship of Human Resource Management and Innovative Activity of the Russian Companies. Russian Management Journal, 2014, vol. 12, no. 3, pp. 3–32.(In Russian)

Balabanova E. S., Baranova D. A., Deminskaya V. E. Employee extra-role behavior: Manifestations, antecedents and consequences. Vestnik of Saint-Petersburg University. Sociology, 2017, vol. 10, is. 2, pp. 185–200. (In Russian)

Janssen O. Job demands, perceptions of effort‐reward fairness and innovative work behavior. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2000, vol. 73, no. 3, pp. 287–302.

Janssen O. How fairness perceptions make innovative behavior more or less stressful. Journal of Organizational Behavior, 2004, vol. 25, no. 2, pp. 201–215.

Amabile T. M. Motivating creativity in organizations: On doing what you love and loving what you do. California Management Review, 1997, vol. 40, no. 1, pp. 39–58.

Vila L. E., Pérez P. J., Coll-Serrano V. Innovation at the workplace: Do professional competencies matter? Journal of Business Research, 2014, vol. 67, no. 5, pp. 752–757.

Wang Y. R&D employees’ innovative behaviors in Taiwan: HRM and managerial coaching as moderators. Asia Pacific Journal of Human Resources, 2013, vol. 51, no. 4, pp. 491–515.

Anderson N., de Dreu C. K. W., Nijstad B. A. The routinization of innovation research: A constructively critical review of the state-of-the-science. Journal of Organizational Behavior, 2004, vol. 25, no. 2, pp. 147–173.

Baer M., Oldham G. R., Cummings A. Rewarding creativity: When does it really matter? The Leadership Quarterly, 2003, vol. 14, no. 4–5, pp. 569–586.

Buech V. I. D., Sonntag A. M. K. Suggestion systems in organizations: What motivates employees to submit suggestions? European Journal of Innovation Management, 2010, vol. 13, no. 4, pp. 507–525.

Amabile T. M. How to kill creativity. Harvard Business Review, 1998, vol. 76, no. 5, pp. 76–87.

Janssen O. Innovative behaviour and job involvement at the price of conflict and less satisfactory relations with co-workers. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2003, vol. 76, no. 3, pp. 347–364.

Shalley C. E., Zhou J., Oldham G. R. The effects of personal and contextual characteristics on creativity: Where should we go from here? Journal of Management, 2004, vol. 30, no. 6, pp. 933–958.

Oldham G. R., Cummings A. Employee Creativity: Personal and Contextual Factors at Work. Academy of Management Journal, 1996, vol. 39, no. 3, pp. 607–634.

Janssen O., van de Vliert E., West M. The bright and dark sides of individual and group innovation: A special issue introduction. Journal of Organizational Behavior, 2004, vol. 25, no. 2, pp. 129–145.

George J. M., Zhou J. When openness to experience and conscientiousness are related to creative behaviour: An interactional approach. Journal of Applied Psychology, 2001, vol. 86, no. 3, pp. 513–524.

Amabile T. M., Conti R., Coon H., Lazenby J., Herron M. Assessing the work environment for creativity. Academy of Management Journal, 1996, vol. 39, no. 5, pp. 1154–1184.

Madjar N., Oldham G. R., Pratt M. G. There’s no place like home? The contributions of work and nonwork creativity support to employees’ creative performance. Academy of Management Journal, 2002, vol. 45, no. 4, pp. 757–767.

Nemeth C. J. Managing Innovation: When Less is More. California Management Review, 1997, vol. 40, no. 1, pp. 59–74.

Zoghi C., Mohr R. D., Meyer P. B. Workplace organization and innovation. Canadian Journal of Economics, 2010, vol. 43, no. 2, pp. 622–639.

Zhou Y., Zhang Y., Montoro-Sánchez A. Utilitarianism or romanticism: The effect of rewards on employees’ innovative behavior. International Journal of Manpower, 2011, vol. 32, no. 1, pp. 81–98.

Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values. Beverly Hills, CA, Sage, 1980.

Shane S. A. Uncertainty avoidance and the preference for innovation championing roles. Journal of International Business Studies, 1995, vol. 26, no. 1, pp. 47–68.

Danilova E., Tararukhina M. Russian Industrial Culture Compared to Other Countries’ Cultures. Stanovlenie trudovykh otnoshenii v postsovetskoi Rossii. Eds J. de Bardeleben, S. Klimova, V. Yadov. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2004, pp. 193–220. (In Russian)

McDougall P. P., Oviatt B. M., Shrader R. C. A comparison of international and domestic new ventures. Journal of international entrepreneurship, 2003, vol. 1, no. 1, pp. 59–82.

Schmiele A. Intellectual property infringements due to R&D abroad? A comparative analysis between firms with international and domestic innovation activities. Research Policy, 2013, vol. 42, no. 8, pp. 1482–1495.

Efendiev A. G., Balabanova E. S., Lyubykh Zh. S. Russian Employees’ Participation in Decision Taking in Domestic and Foreign-Owned Companies. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2014, no. 12, pp. 41–50.(In Russian)

Balabanova E. S., Efendiev A. G. The Voice of Employees in Russian Business Organizations: Conceptualization and Empirical Analysis. Mir Rossii, 2015, vol. 24, no. 3, pp. 61–87. (In Russian)

Karacharovskii V. V., Shkaratan O. I., Yastrebov G. A. Culture and Modernization in the Mirror of Russian and Foreign Professionals’ Interaction in Multinational Workers’ Collectives in Russia. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2014, no. 8, pp. 67–77. (In Russian)

Gurkov I. Management practices in Russian manufacturing subsidiaries of foreign multinational corporations: Challenging some beliefs about contemporary Russian industrial management. Post-Communist Economies, 2014, vol. 26, no. 2, pp. 220–240.

Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. The Measurement of Scientific and Technological Activities (3rd ed.). Paris, OECD, 2005.

Загрузки

Опубликован

04.10.2019

Как цитировать

Балабанова, Е. С., Эфендиев, А. Г. о., Гоголева, А. С., & Сорокин, П. С. (2019). Инновационное поведение сотрудников российских и иностранных компаний. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 12(3), 215–233. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.301

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)