МИНИ-ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы

  • Валерия Валентиновна Василькова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.208

Аннотация

В статье обосновывается методическая продуктивность дискуссии как одного из интерактивных методов современного образования в высшей школе. Показано, что дискуссия как способ познания и способ ведения спора интегрирует в себе приемы и техники таких методов интерактивного обучения, как кейс-метод, метод коллективного решения творческих задач, эвристическая беседа, метод мозгового штурма. В качестве инварианта данного метода вводится понятие мини-дискуссии, под которой понимается обсуждение локализованной в тематическом пространстве определенной проблемной ситуации (сконструированной преподавателем или возникшей в ходе обсуждения), предполагающее формулировку альтернативных точек зрения на проблему и завершаемое коллективно выработанным решением данной проблемы. Показана специфика подготовки и организации мини-дискуссии, в частности подчеркивается особая роль модератора (преподавателя), который должен содержательно локализовать проблемную ситуацию исходя из актуальности проблемы, перспективности ее для развития социологического знания, практической значимости и др.; предложить формулировку альтернативных позиций; выявить сторонников каждой из двух точек зрения среди студентов; поддерживать и развивать их аргументацию по поводу избранной в полемике позиции; обобщить и сформулировать коллективно выработанное решение обсуждаемой проблемы. На основании этого описаны структурные компоненты и этапы проведения мини-дискуссии, ее методические преимущества. Показано, что такая форма дискуссии особенно эффективна при обсуждении текстов учебных ридеров, поскольку она позволяет проблематизировать тематическое поле проводимого занятия; связать обсуждаемую тему с другими, более общими, базовыми темами данного курса; активизировать внимание студента; мобилизовать личный социальный опыт студента; стимулировать творческую, креативную компоненту обучения; выработать и закрепить алгоритм ведения дискуссии, необходимый для применения в различных профессиональных практиках. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова:

интерактивное обучение, метод мини-дискуссии, методические преимущества, проблемная ситуация, альтернативные позиции

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651 (дата обращения: 20.01.2016).

Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005. 216 с.

Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

Сенашенко В. С., Медникова Т. Б. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 34–46.

Федоров А. Э., Метелев С. Е., Соловьев А. А., Шлякова Е. В. Компетентностный подход в образовательном процессе. Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. 210 с.

Косолапова М. А., Ефанов В. И., Кормилин В. А., Боков Л. А. Положение о методах интерак-тивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР. Томск: ТУСУР, 2012. 86 с.

Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2. С. 1–18.

Якубовская Л. П. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. URL: http://www.twirpx.com/fi le/118499/ (дата обращения: 15.02.2016).


References

Dvulichanskaia N. N. Interaktivnye metody obucheniia kak sredstvo formirovaniia kliuchevykh kompetentsii [Interactive teaching methods as a means of forming key competences]. Nauka i obrazovanie: elektronnoe nauchno-tekhnicheskoe izdanie [Science and education: electronic scientific and technical periodical], 2011. Available at: http://technomag.edu.ru/doc/172651 (accessed 20.01.2016). (In Russian)

Zeer E. F., Pavlova A. M., Symaniuk E. E. Modernizatsiia professional’nogo obrazovaniia: Kompetentnostnyi podkhod [Modernization of professional education: Competence approach]. Moscow, MPSI Publ., 2005. 216 p. (In Russian)

Zimniaia I. A. Kliuchevye kompetentsii — novaia paradigma rezul’tata obrazovaniia [Key competences — new paradigm of education result]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2003, no. 5, pp. 34–42. (In Russian)

Senashenko V. S., Mednikova T. B. Kompetentnostnyi podkhod v vysshem obrazovanii: mif i real’nost’[Competence approach in higher education: myth and reality]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2014, no. 5, pp. 34–46. (In Russian)

Fedorov A. E., Metelev S. E., Solov’ev A. A., Shliakova E. V. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovatel’nom protsesse [Competence approach in the educational process]. Omsk, OOO “Omskblankizdat” Publ., 2012. 210 p. (In Russian)

Kosolapova M. A., Efanov V. I., Kormilin V. A., Bokov L. A. Polozhenie o metodakh interaktivnogo obucheniia studentov po FGOS 3 v tekhnicheskom universitete: dlia prepodavatelei TUSUR [The regulation on methods of interactive training of students on FSES-3 at the technical University: faculty of TUSUR]. Tomsk, TUSUR Publ., 2012. 86 p. (In Russian)

Gushchin Iu. V. Interaktivnye metody obucheniia v vysshei shkole [Interactive teaching methods in higher school]. Psikhologicheskii zhurnal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obshchestva i cheloveka «Dubna» [Psychological Journal of International University of Nature, Society and Man “Dubna”], 2012, no. 2, pp. 1–18. (In Russian)

Iakubovskaia L. P. Metodika prepodavaniia psikhologii. Uchebnoe posobie [Methods of teaching psychology. Handbook]. Available at: // http://www.twirpx.com/fi le/118499/ (accessed 15.02.2016). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.12.2016

Как цитировать

Василькова, В. В. (2016). МИНИ-ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (2), 97–103. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.208

Выпуск

Раздел

Социологическое образование: учебные материалы и методика преподавания

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)