МИНИ-ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.208Аннотация
В статье обосновывается методическая продуктивность дискуссии как одного из интерактивных методов современного образования в высшей школе. Показано, что дискуссия как способ познания и способ ведения спора интегрирует в себе приемы и техники таких методов интерактивного обучения, как кейс-метод, метод коллективного решения творческих задач, эвристическая беседа, метод мозгового штурма. В качестве инварианта данного метода вводится понятие мини-дискуссии, под которой понимается обсуждение локализованной в тематическом пространстве определенной проблемной ситуации (сконструированной преподавателем или возникшей в ходе обсуждения), предполагающее формулировку альтернативных точек зрения на проблему и завершаемое коллективно выработанным решением данной проблемы. Показана специфика подготовки и организации мини-дискуссии, в частности подчеркивается особая роль модератора (преподавателя), который должен содержательно локализовать проблемную ситуацию исходя из актуальности проблемы, перспективности ее для развития социологического знания, практической значимости и др.; предложить формулировку альтернативных позиций; выявить сторонников каждой из двух точек зрения среди студентов; поддерживать и развивать их аргументацию по поводу избранной в полемике позиции; обобщить и сформулировать коллективно выработанное решение обсуждаемой проблемы. На основании этого описаны структурные компоненты и этапы проведения мини-дискуссии, ее методические преимущества. Показано, что такая форма дискуссии особенно эффективна при обсуждении текстов учебных ридеров, поскольку она позволяет проблематизировать тематическое поле проводимого занятия; связать обсуждаемую тему с другими, более общими, базовыми темами данного курса; активизировать внимание студента; мобилизовать личный социальный опыт студента; стимулировать творческую, креативную компоненту обучения; выработать и закрепить алгоритм ведения дискуссии, необходимый для применения в различных профессиональных практиках. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова:
интерактивное обучение, метод мини-дискуссии, методические преимущества, проблемная ситуация, альтернативные позиции
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.