Коммуникативные стратегии социальных ботов: модели воздействия на аудиторию

Авторы

  • Валерия Валентиновна Василькова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-9335-8738
  • Наталья Игоревна Легостаева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-8726-8784
  • Владимир Борисович Радушевский Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-0302-1221

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.203

Аннотация

Статья посвящена анализу такого активно обсуждаемого и неоднозначного феномена, как социальные боты, которые привлекают внимание исследователей как в силу огромных перспектив их использования в самых разных сферах, так и в силу растущих возможностей их манипулятивного воздействия. Авторы реализовали следующие цели и задачи: 1) были проанализированы наиболее распространенные подходы к типологии ботнетов; 2) обоснован новый подход к типологии ботов, связанный с особенностями их воздействия на потенциальную аудиторию в рамках определенной коммуникативной стратегии; 3) разработаны параметры, позволяющие описать различные модели воздействия на аудиторию; 4) верифицирована авторская гипотеза на примере анализа двух кейсов — ботнетов, функционирующих в социальной сети «ВКонтакте», которые были выявлены при помощи авторской методики детектирования ботов. В качестве параметров воздействия на потенциальную аудиторию предлагается рассматривать следующие: 1) количество технологических аккаунтов в бот-сети; 2) интенсивность публикационной активности. В зависимости от соотношения данных параметров можно говорить о наличии экстенсивной или интенсивной модели воздействия на потенциальную аудиторию и различиях в осуществлении аттрактивной функции. Один из рассматриваемых ботнетов демонстрирует наличие экстенсивной модели воздействия на аудиторию, другой — наличие интенсивной модели. Авторы предполагают, что выбор одной из двух моделей воздействия на аудиторию может быть обусловлен тематической направленностью ботнета, предполагающей различные типы потенциальной аудитории. В качестве перспектив исследования предлагается введение и анализ ряда дополнительных параметров при изучении коммуникативных стратегий ботнетов.

Ключевые слова:

боты, ботнеты, типология ботов, методика детектирования ботнетов, интенсивные и экстенсивные модели

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Bessi A., Ferrara E. Social Bots Distort the 2016 US Presidential Election Online Discussion // First Monday. 2016. Vol. 21, is. 11. URL: https://ssrn.com/abstract=2982233 (дата обращения: 15.03.2019).

Forelle M. C., Howard P. N., Monroy-Hernandez A., Savage S. Political bots and the manipulation of public opinion in Venezuela // Project on Computational Propaganda. 2015. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1507/1507.07109.pdf (дата обращения: 15.03.2019).

Howard P. N., Bolsover G., Kollanyi B., Bradshaw S., Neudert L.-M. Junk news and bots during the U. S. Election: What were Michigan voters sharing over Twitter? // Working Papers & Data Memos, Oxford, UK, Project on Computational Propaganda. 2017. URL: http://comprop.oii.ox.ac.uk/research/working-papers/junk-news-and-bots-during-the-u-s-election-what-were-michigan-voters-sharing-over-twitter/ (дата обращения: 15.03.2019).

Howard P. N., Woolley S., Calo R. Algorithms, bots, and political communication in the US 2016 election: The challenge of automated political communication for election law and administration // Journal of Information Technology & Politics. 2018. Vol. 15, is. 2. P. 81–93. doi: 10.1080/19331681.2018.1448735

Følstad A., Brandtzæg P. B. Chatbots and the new world of HCI // Interactions. 2017. Vol. 24, is. 4. P. 38–42. doi: 10.1145/3085558

Murthy D., Powell A. B., Tinati R. [et al.]. Automation, algorithms, and politics. Bots and political influence: A sociotechnical investigation of social network capital // International Journal of Communication. 2016. Vol. 10. P. 4952–4971. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/viewFile/6271/1806 (дата обращения: 15.03.2019).

Neff G., Nagy P. Automation, algorithms, and politics talking to bots: symbiotic agency and the case of tay // International Journal of Communication. 2016. Vol. 10. P. 4915–4931. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/6277/1804 (дата обращения: 15.03.2019).

Schäfer F., Evert S., Heinrich P. Japan's 2014 General Election: Political Bots, Right-Wing Internet Activism, and Prime Minister Shinzō Abe's Hidden Nationalist Agenda // Big data. 2017. Vol. 5, is. 4. P. 294–309. doi: 10.1089/big.2017.0049

Shorey S., Howard P. N. Automation, Algorithms, and Politics. Automation: Big Data and Politics: A Research Review // International Journal of Communication. 2016. Vol. 10. P. 5032–5055. URL: http://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/6233/1812 (дата обращения: 15.03.2019).

Tsvetkova M., García-Gavilanes R., Floridi L., Yasseri T. Even good bots fight: The case of Wikipedia // PLoS ONE. 2017. Vol. 12, is. 2, e0171774. doi: 10.1371/journal.pone.0171774

Waugh B., Abdinpanah M., Hashemi O., Rahman S. A., Cook D. M. The Influence and Deception of Twitter: The Authenticity of the Narrative and Slacktivism in the Australian Electoral Process // Proceedings of the 14th Australian Information Warfare Conference, Edith Cowan University, Perth, Western Australia. 2013. P. 27–38. doi: 10.4225/75/57a849a9befb7

Williams J. A., Miller D. M. Netizens Decide 2014? A Look at Party Campaigning Online // In Japan Decides. 2nd ed. London: Palgrave Macmillan, 2016. P. 144–152.

Woolley S. C. Automating power: Social bot interference in global politics // First Monday. 2016. Vol. 21, is. 4. URL: http://firstmonday.org/article/view/6161/5300 (дата обращения: 15.03.2019).

Woolley S. C., Howard P. N. Automation, algorithms, and politics| political communication, computational propaganda, and autonomous agent — Introduction // International Journal of Communication. 2016. Vol. 10. P. 4882–4890. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/6298/1809 (дата обращения: 15.03.2019).

Василькова В. В., Легостаева Н. И. Социальные боты в политической коммуникации // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2019. № 1. С. 121–133. URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/20562 (дата обращения: 15.03.2019).

Ferrara E., Varol O., Davis C., Menczer F., Flammini A. The rise of social bots // Communications of the ACM. 2016. Vol. 59, is. 7. P. 96–104. URL: https://dl.acm.org/citation.cfm?id=2963119.2818717 (дата обращения: 15.03.2019).

Boshmaf Y., Muslukhov I., Beznosov K., Ripeanu M. The socialbot network: when bots socialize for fame and money // In Proceedings of the 27th Annual Computer Security Applications Conference, Orlando, Florida, USA. New York. 2011. P. 93–102. doi: 10.1145/2076732.2076746

Calo R. Robotics and the Lessons of Cyberlaw // California Law Review. 2015. Vol. 103, is. 3. URL: https://scholarship.law.berkeley.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=4284&context=californialawreview (дата обращения: 15.03.2019).

Gorwa R., Guilbeault D. Unpacking the Social Media Bot: A Typology to Guide Research and Policy // Policy & Internet. 2018. URL: https://arxiv.org/pdf/1801.06863.pdf (дата обращения: 15.03.2019).

Nagaraja S., Houmansadr A., Piyawongwisal P., Singh V., Agarwal P., Borisov N. Stegobot: a covert social network botnet // In International Workshop on Information Hiding, Berlin, Heidelberg. 2011. P. 299–313.

Stieglitz S., Brachten F., Ross B., Jung A.-K. Do Social Bots Dream of Electric Sheep? A Categorisation of Social Media Bot Accounts // Australasian Conference on Information Systems, Hobart, Australia. 2017. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1710/1710.04044.pdf (дата обращения: 15.03.2019).


References

Bessi A., Ferrara E. Social Bots Distort the 2016 US Presidential Election Online Discussion. First Monday, 2016, vol. 21, is. 11. URL: https://ssrn.com/abstract=2982233 (accessed on 15.03.2019).

Forelle M. C., Howard P. N., Monroy-Hernandez A., Savage S. Political bots and the manipulation of public opinion in Venezuela, Oxford, UK. Project on Computational Propaganda, 2015. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1507/1507.07109.pdf (accessed on 15.03.2019).

Howard P. N., Bolsover G., Kollanyi B., Bradshaw S., Neudert L.-M. Junk news and bots during the U. S. Election: What were Michigan voters sharing over Twitter? Working Papers & Data Memos, Oxford, UK, Project on Computational Propaganda, 2017. URL: http://comprop.oii.ox.ac.uk/research/working-papers/junk-news-and-bots-during-the-u-s-election-what-were-michigan-voters-sharing-over-twitter/ (accessed on 15.03.2019).

Howard P. N., Woolley S., Calo R. Algorithms, bots, and political communication in the US 2016 election: The challenge of automated political communication for election law and administration. Journal of Information Technology & Politics, 2018, vol. 15, is. 2, pp. 81–93. doi: 10.1080/19331681.2018.1448735

Følstad A., Brandtzæg P. B. Chatbots and the new world of HCI. Interactions, 2017, vol. 24, is. 4, pp. 38–42. doi: 10.1145/3085558

Murthy D., Powell A. B., Tinati R., Anstead N., Carr L., Halford S. J., Weal M. Automation, algorithms, and politics. Bots and political influence: A sociotechnical investigation of social network capital. International Journal of Communication, 2016, vol. 10, pp. 4952–4971. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/viewFile/6271/1806 (accessed on 15.03.2019).

Neff G., Nagy P. Automation, algorithms, and politics talking to bots: symbiotic agency and the case of tay. International Journal of Communication, 2016, vol. 10, pp. 4915–4931. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/6277/1804 (accessed on 15.03.2019).

Schäfer F., Evert S., Heinrich P. Japan's 2014 General Election: Political Bots, Right-Wing Internet Activism, and Prime Minister Shinzō Abe's Hidden Nationalist Agenda. Big data, 2017, vol. 5, is. 4, pp. 294–309. doi: 10.1089/big.2017.0049

Shorey S., Howard P. N. Automation, Algorithms, and Politics. Automation: Big Data and Politics: A Research Review. International Journal of Communication, 2016, vol. 10, pp. 5032–5055. URL: http://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/6233/1812 (accessed on 15.03.2019).

Tsvetkova M., García-Gavilanes R., Floridi L., Yasseri T. Even good bots fight: The case of Wikipedia. PLoS ONE, 2017, vol. 12, is. 2, e0171774. doi: 10.1371/journal.pone.0171774

Waugh B., Abdinpanah M., Hashemi O., Rahman S. A., Cook D. M. The Influence and Deception of Twitter: The Authenticity of the Narrative and Slacktivism in the Australian Electoral Process. Proceedings of the 14th Australian Information Warfare Conference, Edith Cowan University, Perth, Western Australia, 2013, pp. 27–38. doi: 10.4225/75/57a849a9befb7

Williams J. A., Miller D. M. Netizens Decide 2014? A Look at Party Campaigning Online. In Japan Decides. 2nd ed. London, Palgrave Macmillan, 2016, pp. 144–152.

Woolley S. C. Automating power: Social bot interference in global politics. First Monday, 2016, vol. 21, is. 4. URL: http://firstmonday.org/article/view/6161/5300 (accessed on 15.03.2019).

Woolley S. C., Howard P. N. Automation, algorithms, and political communication, computational propaganda, and autonomous agent — Introduction. International Journal of Communication, 2016, vol. 10, pp. 4882–4890. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/6298/1809 (accessed on 15.03.2019).

Vasil'kova V. V., Legostaeva N. I. Sotsial'nye boty v politicheskoi kommunikatsii [Social bots in political communication]. RUDN Journal of Sociology, 2019, vol. 1, pp. 121–133. doi: 10.22363/2313-2272-2019-19-1-121-133 (In Russian)

Ferrara E., Varol O., Davis C., Menczer F., Flammini A. The rise of social bots. Communications of the ACM, 2016, vol. 59, is. 7, pp. 96–104. URL: https://dl.acm.org/citation.cfm?id=2963119.2818717 (accessed on 15.03.2019).

Boshmaf Y., Muslukhov I., Beznosov K., Ripeanu M. The socialbot network: when bots socialize for fame and money, In Proceedings of the 27th Annual Computer Security Applications Conference, Orlando, Florida, USA. New York, 2011, pp. 93–102. doi: 10.1145/2076732.2076746

Calo R. Robotics and the Lessons of Cyberlaw. California Law Review, 2015, vol. 103, is. 3. URL: https://scholarship.law.berkeley.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=4284&context=californialawreview (accessed on 15.03.2019).

Gorwa R., Guilbeault D. Unpacking the Social Media Bot: A Typology to Guide Research and Policy. Policy & Internet, 2018. URL: https://arxiv.org/pdf/1801.06863.pdf (accessed on 15.03.2019).

Nagaraja S., Houmansadr A., Piyawongwisal P., Singh V., Agarwal P., Borisov N. Stegobot: a covert social network botnet. In International Workshop on Information. Hiding, Berlin, Heidelberg, 2011, pp. 299–313.

Stieglitz S., Brachten F., Ross B., Jung A.-K. Do Social Bots Dream of Electric Sheep? A Categorisation of Social Media Bot Accounts. Australasian Conference on Information Systems, Hobart, Australia, 2017. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1710/1710.04044.pdf (accessed on 15.03.2019).

Загрузки

Опубликован

27.06.2019

Как цитировать

Василькова, В. В., Легостаева, Н. И., & Радушевский, В. Б. (2019). Коммуникативные стратегии социальных ботов: модели воздействия на аудиторию. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 12(2), 153–163. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.203

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)