Коммуникативные стратегии COVID-троллинга в социальной сети «ВКонтакте»
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.306Аннотация
Активизация троллинговых аккаунтов в период пандемии COVID-19, которые связаны, как правило, с ковид-диссидентством и ставят под вопрос эффективность принимаемых мер по борьбе с пандемией, актуализирует проблему детектирования потенциально опасных аккаунтов в социальных сетях и анализа коммуникативных стратегий, используемых ими для воздействия на пользователей Сети. Статья представляет собой первый опыт изучения троллинговых стратегий в обсуждении проблемы COVID-19 пользователями российской социальной сети «ВКонтакте». Использование авторской методики детектирования троллинговых аккаунтов на основе анализа всплесков сетевой публикационной активности в комментариях в сочетании с профайлингом троллинговых аккаунтов позволило выявить по заданным ключевым словам восемь троллинговых аккаунтов в социальной сети «ВКонтакте» за период с 18 марта по 10 июня 2020 г. Для идентификации используемых ими коммуникативных стратегий была разработана система индикаторов (тактических приемов), соответствующих стратегиям явного и скрытого троллинга. К явной стратегии относятся вербальная агрессия, эмоциональная напряженность, провокация, призыв к конфронтации, опровержение официальной точки зрения, унижение оппонента, перевод дискуссии в другую тему; к скрытой стратегии — приемы иронии или осмеяния, демонстрации авторитета, сомнения в существующем положении дел, «наивные вопросы», введение в заблуждение. В результате анализа выявлено, что анализируемые троллинговые аккаунты используют как явную, так и скрытую стратегии воздействия,
при этом преобладает более агрессивная (явная) коммуникативная стратегия. Показаны перспективы развития данной исследовательской тематики: выявление специфики COVID-троллинга в соотнесении с другими контекстуально-тематическими видами троллинга; изучение динамики COVID-троллинга на разных этапах пандемии, а также особенностей его стратегий, реализуемых пользователями различных социальных сетей и различных стран; анализ степени воздействия COVID-троллинга на пользователей.
Ключевые слова:
сетевой троллинг, COVID-19, коммуникативная стратегия, явный троллинг, скрытый троллинг
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.