Коммуникативные стратегии COVID-троллинга в социальной сети «ВКонтакте»

Авторы

  • Валерия Валентиновна Василькова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Наталья Игоревна Легостаева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Полина Михайловна Кручинина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.306

Аннотация

Активизация троллинговых аккаунтов в период пандемии COVID-19, которые связаны, как правило, с ковид-диссидентством и ставят под вопрос эффективность принимаемых мер по борьбе с пандемией, актуализирует проблему детектирования потенциально опасных аккаунтов в социальных сетях и анализа коммуникативных стратегий, используемых ими для воздействия на пользователей Сети. Статья представляет собой первый опыт изучения троллинговых стратегий в обсуждении проблемы COVID-19 пользователями российской социальной сети «ВКонтакте». Использование авторской методики детектирования троллинговых аккаунтов на основе анализа всплесков сетевой публикационной активности в комментариях в сочетании с профайлингом троллинговых аккаунтов позволило выявить по заданным ключевым словам восемь троллинговых аккаунтов в социальной сети «ВКонтакте» за период с 18 марта по 10 июня 2020 г. Для идентификации используемых ими коммуникативных стратегий была разработана система индикаторов (тактических приемов), соответствующих стратегиям явного и скрытого троллинга. К явной стратегии относятся вербальная агрессия, эмоциональная напряженность, провокация, призыв к конфронтации, опровержение официальной точки зрения, унижение оппонента, перевод дискуссии в другую тему; к скрытой стратегии — приемы иронии или осмеяния, демонстрации авторитета, сомнения в существующем положении дел, «наивные вопросы», введение в заблуждение. В результате анализа выявлено, что анализируемые троллинговые аккаунты используют как явную, так и скрытую стратегии воздействия,
при этом преобладает более агрессивная (явная) коммуникативная стратегия. Показаны перспективы развития данной исследовательской тематики: выявление специфики COVID-троллинга в соотнесении с другими контекстуально-тематическими видами троллинга; изучение динамики COVID-троллинга на разных этапах пандемии, а также особенностей его стратегий, реализуемых пользователями различных социальных сетей и различных стран; анализ степени воздействия COVID-троллинга на пользователей.

Ключевые слова:

сетевой троллинг, COVID-19, коммуникативная стратегия, явный троллинг, скрытый троллинг

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Авдеева Н. Н., Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2009.

Строителев Н. М. Троллинг как разновидность провокационного речевого поведения // Ученые записки ТОГУ. 2013. Т. 4, № 4. С. 663–668.

Бондаренко А. О. Троллинг как вид вербальной агрессии (на материале французского языка) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. № 8 (824). С. 22–32.

Синельникова Л. Н. Дискурс троллинга // Дискурс-Пи. 2016. Т. 14, № 3–4. С. 271–279.

Воронцова Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2016. Т. 26, № 2. С. 109–116.

Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2012. № 1. С. 48–51.

Donath J. S. Identity and deception in the virtual community // Communities in Cyberspace / ed. by P. Kollock, M. Smith. London: Routledge, 1996.

Suler J. The Online Disinhibition Effect // Cyberpsychology & Behavior. 2004. Vol. 7, № 3. Р. 321–326. https://doi.org/10.1089/1094931041291295.

Тумский С. В. Троллинг как форма провокации в интернет-пространстве // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5 (125). С. 213–218.

Gorwa R., Guilbeault D. Unpacking the Social Media Bot: A Typology to Guide Research and Policy // Policy & Internet. 2018. № 12 (3). Р. 1–24. https://doi.org/10.1002/poi3.184.

Ratkiewicz J., Conover M. D., Meiss M., Flammini A., Menczer F. Detecting and tracking political abuse in social media // Proceedings of the Fifth International AAAI Conference on Web and Social Media. 2011. Vol. 5, № 1. Р. 1–9.

Булатова Е. И. Сетевые коммуникативные стратегии: троллинг // Вестник СПбГИК. 2017. № 2 (31). С. 75–78.

Hardaker C. Trolling in asynchronous computer-mediated communication: From user discussions to academic definitions // Journal of Politeness Research. 2010. Vol. 6, № 2. Р. 215–242. https://doi.org/10.1515/jplr.2010.011.

Golf-Papez M., Veer E. Don’t feed the trolling: rethinking how online trolling is being defined and combated // Journal of Marketing Management. 2017. Vol. 33, № 15–16. Р. 1336–1354. https://doi.org/10.1080/0267257X.2017.1383298.

Kirman B., Lineham C., Lawson S. Exploring mischief and mayhem in social computing or: how we learned to stop worrying and love the trolls // CHI’12 Extended Abstracts on Human Factors in Computing Systems. New York: Association for Computing Machinery, 2012. Р. 121–130. https://doi.org/10.1145/2212776.2212790.

Jachim P., Sharevski F., Treebridge P. TrollHunter [Evader]: Automated Detection [Evasion] of Twitter Trolls During the COVID-19 Pandemic // New Security Paradigms Workshop 2020. 2020. Р. 59–75. https://doi.org/10.1145/3442167.3442169/.

Зимбардо Ф., Ляйппе Ф. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001.

Василькова В. В., Легостаева Н. И. Социальные боты в компьютерной пропаганде: серфинг на информационной волне коронавируса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 329–356. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1762.

Акулич М. М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы // Вестник ТюмГУ. Социология. 2012. № 8. С. 47–54.

Hardaker C. “Uh…. not to be nitpicky, but… the past tense of drag is dragged, not drug.”: An overview of trolling strategies // Journal of Language Aggression and Conflict. 2013. Vol. 1, № 1. Р. 58–86. https://doi.org/10.1075/jlac.1.1.04har.

Paakki H., Salovaara A., Vepsäläinen H. Do Online Trolling Strategies Differ in Political and Interest Forums: Early Results // Multidisciplinary International Symposium on Disinformation in Open Online Media. New York: Springer, 2020. Р. 191–204.

Capistrano J. L. C., Suarez J. J. P., Naval P. C. SALSA: Detection of Cybertrolls using Sentiment, Aggression, Lexical and Syntactic Analysis of Tweets // Proceedings of the 9th International Conference on Web Intelligence, Mining and Semantics. 2019. № 10. Р. 1–6. https://doi.org/10.1145/3326467.3326471.

Fornacciari P., Mordonini M., Poggi A., Sani L., Tomaiuolo M. A holistic system for troll detection on Twitter // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 89. Р. 258–268. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.08.008.


References

Avdeeva N. N., Mescheryakova B. G., Zinchenko V. P. The Big Dictionary of Psychology. St. Petersburg, Prajm-Evroznak Publ., 2009. (In Russian)

Stroitelev N. M. Trolling as a type of provocative speech behavior. Uchenye zapiski TOGU, 2013, vol. 4, no. 4, pp. 663–668. (In Russian)

Bondarenko A. O. Trolling as a type of verbal aggression (on the material of French). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2019, no. 8 (824), pp. 22–32. (In Russian)

Sinelnikova L. N. Trolling Discourse. Diskurs-Pi, 2016, vol. 14, no. 3–4, pp. 271–279. (In Russian)

Vorontsova T. A. Trolling and Flaming: Speech Aggression in Internet Communication. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriia «Istoriia i filologiia», 2016, vol. 26, no. 2, pp. 109–116. (In Russian)

Vnebrachnykh R. A. Trolling as a Form of Social Aggression in Virtual Communities. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriia «Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika», 2012, no. 1, pp. 48–51. (In Russian)

Donath J. S. Identity and deception in the virtual community. Communities in Cyberspace, ed. by P. Kollock, M. Smith. London, Routledge, 1996.

Suler J. The Online Disinhibition Effect. Cyberpsychology & Behavior, 2004, vol. 7, no. 3, pp. 321–326. https://doi.org/10.1089/1094931041291295.

Tumsky S. V. Trolling as a form of provocation in the Internet space. Izvestiia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2020, vol. 5, no. 125, pp. 213–218.

Gorwa R., Guilbeault D. Unpacking the Social Media Bot: A Typology to Guide Research and Policy. Policy & Internet, 2018, no. 12 (3), pp. 1–24. https://doi.org/10.1002/poi3.184.

Ratkiewicz J., Conover M. D., Meiss M., Flammini A., Menczer F. Detecting and tracking political abuse in social media. Proceedings of the Fifth International AAAI Conference on Web and Social Media, 2011, vol. 5, no. 1, pp. 1–9.

Bulatova E. I. Network communication strategies: trolling. Vestnik SPbGIK, 2017, vol. 2, no. 31, pp. 75–78. (In Russian)

Hardaker C. Trolling in asynchronous computer-mediated communication: From user discussions to academic definitions. Journal of Politeness Research, 2010, vol. 6, no. 2, pp. 215–242. https://doi.org/10.1515/jplr.2010.011.

Golf-Papez M., Veer E. Don’t feed the trolling: rethinking how online trolling is being defined and combated. Journal of Marketing Management, 2017, vol. 33, no. 15–16, pp. 1336–1354. https://doi.org/10.1080/0267257X.2017.1383298.

Kirman B., Lineham C., Lawson S. Exploring mischief and mayhem in social computing or: how we learned to stop worrying and love the trolls. CHI’12 Extended Abstracts on Human Factors in Computing Systems, New York, Association for Computing Machinery, 2012, pp. 121–130. https://doi.org/10.1145/2212776.2212790.

Jachim P., Sharevski F., Treebridge P. TrollHunter [Evader]: Automated Detection [Evasion] of Twitter Trolls During the COVID-19 Pandemic. New Security Paradigms Workshop 2020, 2020, pp. 59–75. https://doi.org/10.1145/3442167.3442169.

Zimbardo F., Leippe F. Social influence. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. (In Russian)

Vasilkova V. V., Legostaeva N. I. Social bots in computer propaganda: surfing on the coronavirus information wave. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 2020, no. 6, pp. 329–356. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1762. (In Russian)

Akulich M. M. Internet-trolling: concept, content and forms. Vestnik TyumGU. Sotsiologiia, 2012, no. 8, pp. 47–54.

Hardaker C. “Uh…. not to be nitpicky, but… the past tense of drag is dragged, not drug.”: An overview of trolling strategies. Journal of Language Aggression and Conflict, 2013, vol. 1, no. 1. pp. 58–86. https://doi.org/10.1075/jlac.1.1.04har.

Paakki H., Salovaara A., Vepsäläinen H. Do Online Trolling Strategies Differ in Political and Interest Forums: Early Results. Multidisciplinary International Symposium on Disinformation in Open Online Media. New York, Springer, 2020, pp. 191–204.

Capistrano J. L. C., Suarez J. J. P., Naval P. C. SALSA: Detection of Cybertrolls using Sentiment, Aggression, Lexical and Syntactic Analysis of Tweets. Proceedings of the 9th International Conference on Web Intelligence, Mining and Semantics, 2019, no. 10, pp. 1–6. https://doi.org/10.1145/3326467.3326471.

Fornacciari P., Mordonini M., Poggi A., Sani L., Tomaiuolo M. A holistic system for troll detection on Twitter. Computers in Human Behavior, 2018, vol. 89, pp. 258–268. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.08.008.

Загрузки

Опубликован

29.01.2022

Как цитировать

Василькова, В. В., Легостаева, Н. И., & Кручинина, П. М. (2022). Коммуникативные стратегии COVID-троллинга в социальной сети «ВКонтакте». Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 14(3), 276–294. https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.306

Выпуск

Раздел

Социология культуры и коммуникаций

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)