Фреймы в образовательных практиках

Авторы

  • Валерия Валентиновна Василькова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-9335-8738
  • Евгения Олеговна Треухова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2018.407

Аннотация

В статье представлены результаты исследования образовательных практик студентов на основе использования фрейм-анализа. Авторы отмечают, что фрейм-анализ характеризуется разнообразием способов его эмпирической верификации, и предлагают собственную версию фреймирования образовательных практик. В качестве основания для выделения фреймов предлагается использовать представления о жизненных стратегиях личности, поскольку отношение к образовательным практикам в значительной степени определяется ожиданиями и представлениями о будущем, что связано с «промежуточным» статусом учащейся молодежи, которая проходит в вузе начальную стадию профессионального самоопределения. Такие представления могут не фиксироваться как четко
сформулированные установки, но выступать скрытым механизмом мотивации и социальной активности человека (что особенно важно для фрейм-анализа). Разработана система индикаторов фреймирования образовательных практик, включающая отношения с однокурсниками, коммуникацию с научным руководителем, образ университета и образ будущей карьеры. Исследование осуществлялось методом полуструктурированного интервью. Интервью проведены со студентами-магистрантами факультета социологии СПбГУ. В результате выявлены четыре основных фрейма, которые можно рассматривать как латентное выражение определенного типа жизненной стратегии: «Карьерист-трудоголик» — как стратегии успешного трудоустройства и карьерного роста, «Исследователь» — как стратегии дальнейшей интеллектуальной/академической деятельности, «Любопытный эрудит» — как стратегии общения, овладения широкой амплитудой знаний, «Транзит» — как стратегии избегания выбора жизненной стратегии в ближайшее время. Показано, что данные фреймы коррелируют с соответствующими предпочтениями в выборе студентами определенных образовательных компетенций. Было обнаружено, что наиболее частотными оказались фреймы «исследователь» и «карьерист-трудоголик», что может объясняться спецификой образовательного уровня респондентов.

Ключевые слова:

фрейм, фрейм-анализ, образовательные практики, жизненные стратегии, образовательные компетенции

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Агапов М. Г. Перехват протеста: фрейм-анализ публичной акции // Социология власти. № 13. 2013. С. 45–57.

Василькова В. В., Чангян А. А. Фреймирование в политической деятельности: от Майдана к Евромайдану // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 3. Т. 18. С. 80–95.

Вахштайн В. С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. 334 с.

Вахштайн В. С. Фрейм-анализ как политическая теория // Социология власти. 2013. № 4. С. 13–44.

Волосухина Н. В. К вопросу о трактовке понятий «концепт» и «фрейм» в современной лингвистике // Университетские чтения 2010. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2010. С. 41–46.

Дилтс Р. Фокусы языка. СПб.: Питер, 2002. 320 с.

Ерофеева М. А. Фрейм-аналитическая модель коммуникации: возможности и ограничения // Социология власти. 2012. № 8. С. 36–49.

Соколова О. В. Категория фрейма в когнитивной лингвистике // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. № 1. С. 236–239.

Сухоносова С. В. Теория фреймов: возможности исследования повседневности // Человек в мире культуры. 2012. С. 29–34.

Ядов В. А. Попытка переосмыслить концепцию фреймов Ирвинга Гофмана. (По следам дискуссий при разработке исследовательского проекта) // Официальный сайт ИC РАН, 2011. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=2024 (дата обращения: 21.09.2018).

Яноу Д., Ван Хульст. Фреймы политического: от фрейм-анализа к анализу фреймирования // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10, № 1–2. С. 87–112.

Chong D., Druckman J. N. A Theory of Framing and Opinion Formation in Competitive Elite Environments // Journal of Communication. 2007. N 57. P. 99–118.

Davies S. The Paradox of Progressive Education: A Frame Analysis // Sociology of Education. 2002. Vol. 75, N 4. P. 269–286.

Entman R. M. Framing: Towards Clarification of a Fractured Paradigm // Journal of Communication. N 43 (4). 1993. P. 51–58.

Framing Public Life: Perspectives on Media and Our Understanding of the Social World / Lawrence Erlbaum Associates / ed. by Stephen D. Reese, Oscar H. Gandy, August E. Gant. New Jersey. 2001. 399 p.

Fairhurst G. T., Sarr R. S. The Art of Framing: Managing the Language of Leadership. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1996. 213 p.

Kyriakidou М. Distant Suffering in Audience Memory: The Moral Hierarchy of Remembering // International Journal of Communication. 2014. N 8. P. 1474–1494.

Schön D. A., Rein M. Frame reflection: toward the resolution of intractable policy controversies // Knowledge, Technology & Policy. 1994. Vol. 9, N 1. P. 85–104.

Scheufele D. A., Tewksbury D. Framing, agenda-setting, and priming: the evolution of three media effects models // Journal of communication. 2007. N 57 (1). P. 9–20.

Thornton J. Framing pedagogy, diminishing technology: Teachers experience of online learning software. URL: http://www.ascilite.org/conferences/melbourne08/procs/thornton.pdf (дата обращения: 21.09.2018).

Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2004. 752 с.

Лозинская А. А. Фреймовый способ структурирования содержания модульной программы обучения физике // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Т. 67, № 3. С. 176–184.

Соколова Е. Е. Фреймовая организация знаний при обучении английскому языку // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 96–104.

Федорова С. И. Фреймовый подход к методике преподавания истории // Школа будущего. 2008. № 2. С. 14–20.

Henrichs M. Framing Issues in Education: From a Domestic and International Perspective // Thesis, Georgia State University. 2014. URL: http://scholarworks.gsu.edu/political_science_theses/59 (дата обращения: 21.09.2018).

Васильева О. С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 74–85.

Мдивани М. О., Кодесс П. Б. Методика исследования жизненных стратегий личности // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 146–150.

Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. № 12. С. 100–105.

Рядинская Е. Н. Анализ концептуальных подходов к структуре смысложизненных стратегий в контексте изучения трансформаций личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7, № 1А. С. 52–63.

Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности. М.: Независимый институт гражданского общества, 2002. 260 с.

Рогов Е. И. Представления о жизненной стратегии будущего специалиста // Совет ректоров. 2011. № 7. С. 25–29.

Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014. 560 с.

Легостаева Н. И. Структура жизненных стратегий современного российского студенчества: автореф. дис. … канд. социол. наук. СПб., 2012. 186 с.

Ельникова Г. А., Михайловская З. В. Типология жизненных стратегий молодежи // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2018. № 2. С. 33–37.


References

Agapov M. G. Perekhvat protesta: freim-analiz publichnoi aktsii [Interception of protest: frame analysis of a public action]. Sotsiologiia vlasti [Sociology of Power], 2013, no. 13, pp. 45–57. (In Russian)

Vasilkova V. V., Changian A. A. Freimirovanie v politicheskoi deiatel’nosti: ot Maidana k Evromaidanu[Framing in political activities: from Maidan to EuroMaidan]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii[Journal of Sociology and Social Anthropology], 2015, no. 3, vol. 18, pp. 80–95. (In Russian)

Vakhshtain V. S. Sotsiologiia povsednevnosti i teoriia freimov [Sociology of everyday life and theory of frames]. St. Petersburg, Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2011. 334 p. (In Russian)

Vakhshtain V. S. Freim-analiz kak politicheskaia teoriia [Frame analysis as a political theory]. Sotsiologiia vlasti [Sociology of Power], 2013, no. 4, pp. 13–44. (In Russian)

Volosukhina N. V. K voprosu o traktovke poniatii «kontsept» i «freim» v sovremennoi lingvistike[On the interpretation of concepts “concept” and “frame” in modern linguistics]. Universitetskie chteniia 2010. Materialy nauchno-metodicheskikh chtenii PGLU [University readings 2010. Materials of scientific and methodical readings of the PSLU]. Publishing house PGLU, 2010, pp. 41–46. (In Russsian)

Dilts R. Fokusy iazyka [Language foci]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 320 p. (In Russian)

Erofeeva M. A. Freim-analiticheskaia model’ kommunikatsii: vozmozhnosti i ogranicheniia[Frame-analytical model of communication: opportunities and limitations]. Sotsiologiia vlasti [Sociology of Power], 2012, no. 8, pp. 36–49. (In Russian)

Sokolova O. V. Kategoriia freima v kognitivnoi lingvistike [Category of the frame in cognitive linguistics]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Vestnik of Asrtakhan State Technical University. Series: Economics], 2007, no. 1, pp. 236–239. (In Russian)

Sukhonosova S. V. Teoriia freimov: vozmozhnosti issledovaniia povsednevnosti [Theory of frames: the possibilities of investigating everyday life]. Chelovek v mire kul’tury [Man in the world of culture], 2012, pp. 29–34. (In Russian)

Iadov V. A. Popytka pereosmyslit’ kontseptsiiu freimov Irvinga Gofmana. (Po sledam diskussii pri razrabotke issledovatel’skogo proekta) [An attempt to rethink the concept of Irving Hoffmann frames. (Following the discussions in the development of the research project)]. Ofitsial’nyi sait IC RAN [Official site of the IAC RAS], 2011. Available at: http://www.isras.ru/publ.html?id=2024 (accessed: 21.09.2018).

Ianou D., Van Khul’st. Freimy politicheskogo: ot freim-analiza k analizu freimirovaniia [Фреймы политического: от фрейм-анализа к анализу фреймирования]. Transl. from Engl. by K. Tkacheva, V. S. Vakhshtaina. Sotsiologicheskoe obozrenie [Sociological Review], 2011, vol. 10, no. 1–2, pp. 87–112. (In Russian)

Chong D., Druckman J. N. A Theory of Framing and Opinion Formation in Competitive Elite Environments. Journal of Communication, 2007, no. 57, pp. 99–118.

Davies S. The Paradox of Progressive Education: A Frame Analysis. Sociology of Education, 2002, vol. 75, no. 4, pp. 269–286.

Entman R. M. Framing: Towards Clarification of a Fractured Paradigm. Journal of Communication, 1993, no. 43 (4), pp. 51–58.

Framing Public Life: Perspectives on Media and Our Understanding of the Social World. Lawrence Erlbaum Associates. Eds S. D. Reese, O. H. Gandy, A. E. Gant. 2001. 399 p.

Fairhurst G. T., Sarr R. S. The Art of Framing: Managing the Language of Leadership. San Francisco, CA, Jossey-Bass Publ., 1996. 213 p.

Kyriakidou М. Distant Suffering in Audience Memory: The Moral Hierarchy of Remembering. International Journal of Communication, 2014, no. 8, pp. 1474–1494.

Schon D. A., Rein M. Frame reflection: toward the resolution of intractable policy controversies. Knowledge, Technology & Policy, 1994, vol. 9, no. 1, pp. 85–104.

Scheufele D. A., Tewksbury D. Framing, agenda-setting, and priming: the evolution of three media effects models. Journal of communication, 2007, no. 57 (1), pp. 9–20.

Thornton J. Framing pedagogy, diminishing technology: Teachers experience of online learning software. Available at: http://www.ascilite.org/conferences/melbourne08/procs/thornton.pdf (accessed: 21.09.2018).

Gofman I. Analiz freimov. Esse ob organizatsii povsednevnogo opyta [Analysis of frames. The essay on the organization of everyday experience]. Moscow, Institut sotsiologii RAN Publ., 2004. 752 p. (In Russian)

Lozinskaia A. A. Freimovyi sposob strukturirovaniia soderzhaniia modul’noi programmy obucheniia fizike [The frame method for structuring the contents of a modular physics training program]. Izvestiia Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 1. Problemy obrazovaniia, nauki i kul’tury [News of the Ural State University. Series 1. The problems of education, science and culture], 2009, vol. 67, no. 3, pp. 176–184.(In Russian)

Sokolova E. E. Freimovaia organizatsiia znanii pri obuchenii angliiskomu iazyku [Frame knowledge organization for teaching English]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2008, no. 2, pp. 96–104. (In Russian)

Fedorova S. I. Freimovyi podkhod k metodike prepodavaniia istorii [The frame approach in the methods of teaching history]. Shkola budushchego [School of the Future], 2008, no. 2, pp. 14–20. (In Russian)

Henrichs M. Framing Issues in Education: From a Domestic and International Perspective. Thesis, Georgia State University, 2014. Available at: http://scholarworks.gsu.edu/political_science_theses/59 (accessed: 21.09.2018).

Vasil’eva O. S., Demchenko E. A. Izuchenie osnovnykh kharakteristik zhiznennoi strategii cheloveka[A study of the main characteristics of a person’s life strategy]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 2001, no. 2, pp. 74–85. (In Russian)

Mdivani M. O., Kodess P. B. Metodika issledovaniia zhiznennykh strategii lichnosti [The methodology of studying the life strategies of the individual]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 2006, no. 4, pp. 146–150. (In Russian)

Reznik T. E., Reznik Iu. M. Zhiznennye strategii lichnosti [Life strategies of personality]. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological research], 1995, no. 12, pp. 100–105. (In Russian)

Riadinskaia E. N. Analiz kontseptual’nykh podkhodov k strukture smyslozhiznennykh strategii v kontekste izucheniia transformatsii lichnosti [Analysis of conceptual approaches to the structure of meaningful strategies in the context of the study of personality transformations]. Psikhologiia. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniia [Psychology. Historical and critical reviews and modern research], 2018, vol. 7, no. 1A, pp. 52–63. (In Russian)

Reznik Iu. M., Smirnov E. A. Zhiznennye strategii lichnosti [Life strategies of personality]. Moscow, Nezavisimyi institut grazhdanskogo obshchestva Publ., 2002. 260 p. (In Russian)

Rogov E. I. Predstavleniia o zhiznennoi strategii budushchego spetsialista [Representations about a life strategy of the future specialist]. Sovet rektorov [Council of rectors], 2011, no. 7, pp. 25–29. (In Russian)

Cherednichenko G. A. Obrazovatel’nye i professional’nye traektorii rossiiskoi molodezhi (na materialakh sotsiologicheskikh issledovanii) [Educational and professional trajectories of Russian youth (based on sociological research)]. Moscow, TsSP i M Publ., 2014. 560 p. (In Russian)

Legostaeva N. I. Struktura zhiznennykh strategii sovremennogo rossiiskogo studenchestva. Authoref. diss. … kand. sotsiol. nauk [The structure of life strategies of modern Russian students. Thesis of PhD]. St. Petersburg, 2012. 186 p. (In Russian)

El’nikova G. A., Mikhailovskaia Z. V. Tipologiia zhiznennykh strategii molodezhi [A typology of youth life strategies]. Kazanskii sotsial’no-gumanitarnyi vestnik [Kazan social and humanitarian bulletin], 2018, no. 2, pp. 33–37. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

10.01.2019

Как цитировать

Василькова, В. В., & Треухова, Е. О. (2019). Фреймы в образовательных практиках. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 11(4), 487–502. https://doi.org/10.21638/spbu12.2018.407

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)