Фреймы в образовательных практиках
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu12.2018.407Аннотация
В статье представлены результаты исследования образовательных практик студентов на основе использования фрейм-анализа. Авторы отмечают, что фрейм-анализ характеризуется разнообразием способов его эмпирической верификации, и предлагают собственную версию фреймирования образовательных практик. В качестве основания для выделения фреймов предлагается использовать представления о жизненных стратегиях личности, поскольку отношение к образовательным практикам в значительной степени определяется ожиданиями и представлениями о будущем, что связано с «промежуточным» статусом учащейся молодежи, которая проходит в вузе начальную стадию профессионального самоопределения. Такие представления могут не фиксироваться как четко
сформулированные установки, но выступать скрытым механизмом мотивации и социальной активности человека (что особенно важно для фрейм-анализа). Разработана система индикаторов фреймирования образовательных практик, включающая отношения с однокурсниками, коммуникацию с научным руководителем, образ университета и образ будущей карьеры. Исследование осуществлялось методом полуструктурированного интервью. Интервью проведены со студентами-магистрантами факультета социологии СПбГУ. В результате выявлены четыре основных фрейма, которые можно рассматривать как латентное выражение определенного типа жизненной стратегии: «Карьерист-трудоголик» — как стратегии успешного трудоустройства и карьерного роста, «Исследователь» — как стратегии дальнейшей интеллектуальной/академической деятельности, «Любопытный эрудит» — как стратегии общения, овладения широкой амплитудой знаний, «Транзит» — как стратегии избегания выбора жизненной стратегии в ближайшее время. Показано, что данные фреймы коррелируют с соответствующими предпочтениями в выборе студентами определенных образовательных компетенций. Было обнаружено, что наиболее частотными оказались фреймы «исследователь» и «карьерист-трудоголик», что может объясняться спецификой образовательного уровня респондентов.
Ключевые слова:
фрейм, фрейм-анализ, образовательные практики, жизненные стратегии, образовательные компетенции
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.