Компьютерная пропаганда: структурные характеристики и векторы исследования

Авторы

  • Валерия Валентиновна Василькова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-9335-8738
  • Павел Александрович Трекин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.105

Аннотация

Термин «компьютерная пропаганда» появился несколько лет назад и сформировался на пересечении целого ряда наук — компьютерных наук, политологии, социологии, лингвистики, социальной психологии и др. В связи с тем, что внимание к данному феномену актуализируется по причинам не только технологического, но и социетального характера, авторы ставят своей целью выявить и проанализировать основные векторы формирования теоретического концепта компьютерной пропаганды с позиций социокоммуникативного подхода. Для этого были определены основные структурные характеристики концепта, соответствующие характеристикам процесса информационного воздействия (объект пропаганды, формы, каналы, субъекты пропаганды). С этих позиций был рассмотрен исходный концепт пропаганды, представленный в классических трудах по данной тематике, а также выявлена специфика нового понятия компьютерной пропаганды. Особенности объекта компьютерной пропаганды связывают с новыми характеристиками целевой аудитории — сегментированной структуры сетевых виртуальных сообществ, обладающих свойством некритичного восприятия «удобной и привычной» информации. Новой формой компьютерной пропаганды является целенаправленно конструируемая и циркулирующая в социальных сетях фейковая информация. Новым способом (каналом) распространения такой информации выступают социальные боты — алгоритмизированные программы, позволяющие осуществить распространение с максимальной скоростью и масштабностью. Субъектами компьютерной пропаганды являются новые политические и бизнес-элиты, объединившие свои усилия с представителями технологической элиты. Показано, что в настоящее время доминирует негативная коннотация в трактовке компьютерной пропаганды как коммуникативной практики использования новых компьютерных технологий для манипуляции и дезинформации в онлайн-пространстве. Обозначены возможные перспективы проблематики, связанные с осмыслением более широкого (нейтрально-информационного) контекста в понимании феномена компьютерной пропаганды. 

Ключевые слова:

пропаганда, объект и субъект пропаганды, фейки, социальные боты

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Woolley S. C., Howard P. N. Computational propaganda: political parties, politicians, and political manipulation on social media. Oxford University Press, 2018. 263 p.

Corneliu В. The Ethics of Countering Digital Propaganda // Carnegie Council for Ethics in International Affairs. 2018. Vol. 32, iss. 3. P. 305–315. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/ethics-andinternational-affairs/article/ethics-of-countering-digital-propaganda/DF393C0793F31EE0940E9208E24CB6A8 (дата обращения: 10.12.2019).

Ncube L. Digital Media, Fake News and Pro-Movement for Democratic Change (MDC) Alliance Cyber-Propaganda during the 2018 Zimbabwe Election // African Journalism Studies. 2019. Vol. 40. URL: https://www.tandfonline.com/doi/figure/10.1080/23743670.2019.1670225?scroll=top&needAccess=true (дата обращения: 10.12.2019).

Chomsky N. Media Control: the Spectacular Achievements of Propaganda. New York: Seven Stories Press, 2004. 112 p.

Cunningham S. The Idea of Propaganda: A Reconstruction. Westport: Praeger, 2002. 248p.

Rutherford P. Endless Propaganda: the Advertising of Public Goods. Toronto: University of Toronto Press, 2000. 365 p.

Akin Unver H. Digital Challenges to Democracy: Politics of Automation, Attention and Engagement // Journal of International Affairs. 2017. Vol. 71, no. 1. P. 127–146.

Schiffrin A. Disinformation and Democracy: The Internet Transformed Protest but Did Not Improve Democracy // Journal of International Affairs. 2017. Vol. 71, no. 1. P. 117–126.

Bradshaw S., Howard F. The Global Organization of Social Media Disinformation Campaigns // Journal of International Affairs. 2017. Vol. 71, no. 1. P. 23–32.

Василькова В. В., Легостаева Н. И. Социальные боты в политической коммуникации // Вестник РУДН. Сер. «Социология». 2019, № 1. C. 121–131.

Wood A. Propaganda and Democracy // Theoria: An International Journal for Theory. 2016. Vol. 31, no. 3. P. 381–394.

Stanley J. How Propaganda Works. Princeton: Princeton University Press, 2015.

Бернейс Э. Пропаганда / пер. с англ. И. Ющенко. М.: Hippo Publishing, 2010.

Цуладзе А. М. Политические манипуляции, или Покорение толпы. М.: Книжный дом «Университет», 1999.

Предвечный Г. П., Шерковин Ю. А. Социальная психология. Краткий очерк. М.: Политиздат, 1975.

Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981.

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2006.

Лассвелл Г. Техника пропаганды в мировой войне. М.; Л.: Госуд. изд-во; отдел военной лит-ры, 1929.

Лебон Г. Психология толп. М.: Ин-т психол. РАН; изд-во «КСП+», 1998.

Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.

Taylor P. M. Munitions of the mind: A history of propaganda from the ancient world to the present day. Manchester; New York: Manchester University Press; 3rd ed. 2003.

Lasswell H. D. The Theory of Political Propaganda // The American Political Science Review. 1927. Vol. 21, no. 3. P. 627–631.

Щедровицкая М. Патрик Шампань: делать мнение // Со-Общение. 1999. № 1. URL: http://www.soob.ru/n/1999/1/5/1 (дата обращения: 10.12.2019).

Володенков С. В. Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 341–365.

Hasher L., Goldstein D., Toppino T. Frequency and the conference of referential validity // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1977. No. 16 (1). Р. 107–112.

Fazio L. K., Brashier N. M., Payne B. K., Marsh E. J. Knowledge Does Not Protect Against Illusory Truth // Journal of Experimental Psychology: General. 2015. Vol. 144, no. 5. P. 993–1002.

Friggeri A., Adamic L. A., Eckles D., Cheng J. Rumor Cascades // Proceedings of the Eighth International AAAI Conference on Weblogs and Social Media. Michigan, USA. 2014, June 1–4. Published by The AAAI Press, Palo Alto, California. Р. 101–110.

Bakshy E., Eckles D., Yan R., Rosenn I. Social influence in social advertising: evidence from field experiments // Proceedings of the 13th ACM Conference on Electronic Commerce (EC ‘12). 2012. ACM, New York, USA. P. 146–161.

Bakshy E., Messing S., Adamic L. Exposure to ideologically diverse news and opinion on Facebook // Research Reports. Political Science. 2015. Vol. 348, iss. 6239. Р. 1130–1132.

Василькова В. В., Садчиков Д. И. Фейки и боты как механизмы информационных искажений в социальных сетях // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2019. № 2. С. 24–30.

Conroy N. J., Rubin V. L., Chen Y. Automatic deception detection: Methods for finding fake news// ASIST’15. Proceedings of the 78th ASIS&T Annual Meeting: Information Science with Impact: Research in and for the Community. St. Louis, Missouri. 2015. November 6–10. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/pra2.2015.145052010082 (дата обращения: 09.12.2019).

Klein D. O., Wueller J. R. Fake news: A legal perspective // Journal of Internet Law. 2017. Vol. 20, no. 10. P. 5–13.

Pérez-Rosas V., Kleinberg B., Lefevre A., Mihalcea R. Automatic Detection of Fake News // Proceedings of the 27th International Conference on Computational Linguistics. August 2018. Santa Fe, New Mexico, USA. Publisher: Association for Computational Linguistics. P. 3391–3401.

Wu K., Yang S., Zhu K. Q. False rumors detection on Sina Weibo by propagation structures // IEEE 31st International Conference on Data Engineering 13–17 April 2015. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/7113322 (дата обращения: 10.12.2019).

Shu K., Sliva A., Wang S., Tang J., Liu H. Fake News Detection on Social Media: A Data Mining Perspective // ACM SIGKDD Explorations Newsletter. 2017. Vol. 19, iss. 1. P. 22–36.

Ferrara E., Varol O., Davis C., Menczer F., Flammini A. The rise of social bots. Communications of the ACM. 2016. Vol. 59, no. 7. P. 96–104. URL: https://doi.org/10.1145/2818717 (дата обращения: 12.12.2019).

Stieglitz S., Brachten F., Ross B., Jung A.-K. Do Social Bots Dream of Electric Sheep? A Categorisation of Social Media Bot Accounts. Australasian Conference on Information Systems. Hobart, Australia. 2017. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1710/1710.04044.pdf]. (дата обращения: 10.12.2019).

Metaxas P. T., Mustafaraj E. Social media and the elections // Science. 2012. Vol. 338, no. 6106. P. 472–473. https://doi.org/10.1126/science.1230456.

Bessi A., Ferrara E. Social Bots Distort the 2016 US Presidential Election Online Discussion. // First Monday. 2016. Vol. 21, no. 11. URL: https://firstmonday.org/article/view/7090/5653 (дата обращения: 11.12.2019).

Howard P. N., Bolsover G., Kollanyi B., Bradshaw S., Neudert L. Junk news and bots during the U. S. Election: What were Michigan voters sharing over Twitter? // CompProp, OII Data Memo: Project on Computational Propaganda. 2017. Vol. 1. URL: https://comprop.oii.ox.ac.uk/research/working-papers/junk-news-and-bots-during-the-u-s-election-what-were-michigan-voters-sharing-over-twitter/ (дата обращения: 11.12.2019).

Schäfer F., Evert S., Heinrich P. Japan’s 2014 General Election: Political Bots, Right-Wing Internet Activism, and Prime Minister Shinzō Abe’s Hidden Nationalist Agenda // Big data. Vol. 5, no. 4. P. 294–309.

Forelle M. C., Howard P. N., Monroy-Hernandez A., Savage S. Political bots and the manipulation of public opinion in Venezuela // CompProp, OII Data Memo: Project on Computational Propaganda. 2015. Vol. 1. URL: http://comprop.oii.ox.ac.uk/wp-content/uploads/sites/89/2015/08/COMPROP-2015-1.pdf (дата обращения: 11.12.2019).

Arnaudo D. Computational Propaganda in Brazil: Social Bots During Elections // Project on Computational Propaganda. 2017. Vol. 8. P. 1–39. URL: https://comprop.oii.ox.ac.uk/research/working-papers/computational-propaganda-in-brazil-social-bots-during-elections/ (дата обращения: 11.12.2019).

Varol O., Ferrara E., Davis C. A., Menczer F., Flammini A. Online human-bot interactions: Detection, estimation, and characterization // Eleventh international AAAI conference on web and social media. 2017. URL: https://www.researchgate.net/publication/314433388_Online_Human-Bot_Interactions_Detection_Estimation_and_Characterization (дата обращения: 12.11.2019).

Manovich L. The Science of Culture? Social Computing, Digital Humanities and Cultural Analytics. URL: http://manovich.net/content/04-projects/088-cultural-analytics-social-computing/cultural_analytics_article_final.pdf (дата обращения: 11.12.2019).

Володенков С. А. Цифровые технологии как фактор изменения отношений в системе «государство — общество» // Навстречу «цифровому обществу»: экспертные оценки и прогнозы. М.: Наука, 2019. С. 9–12.

Василькова В. В., Легостаева Н. И., Радушевский В. Б. Социальные боты как инструмент развития гражданского участия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 19–42.

Velázquez E., Yazdani M., Suárez-Serrato P. Socialbots supporting human rights. AIES ‘18 Proceedings of the 2018 AAAI/ACM Conference on AI, Ethics, and Society. New Orleans, LA, USA, 2017. P. 290–296.

Ford H., Puschmann C., Dubois D. Keeping Ottawa Honest, One Tweet at a Time? Politicians, journalists, Wikipedians and their Twitter bots // International Journal of Communication. 2016. Vol. 10. P. 4891–4914.

Hwang T., Woolley S. How Politicians Should and Shouldn’t Use Twitter Bots // Slate. 2016. URL: https://slate.com/technology/2016/03/how-politicians-should-use-twitter-bots.html (дата обращения: 11.12.2019).


References

Woolley S. C., Howard P. N. Computational propaganda: political parties, politicians, and political manipulation on social media. Oxford University Press, 2018.

Corneliu В. The Ethics of Countering Digital Propaganda. Carnegie Council for Ethics in International Affairs, 2018, vol. 32, iss. 3, pp. 305–315. Available at: https://www.cambridge.org/core/journals/ethics-andinternational-affairs/article/ethics-of-countering-digital-propaganda/DF393C0793F31EE0940E9208E24CB6A8 (accessed: 10.12.2019).

Ncube L. Digital Media, Fake News and Pro-Movement for Democratic Change (MDC) Alliance Cyber-Propaganda during the 2018 Zimbabwe Election. African Journalism Studies, 2019, vol. 40. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/figure/10.1080/23743670.2019.1670225?scroll=top&needAccess=true (accessed: 10.12.2019).

Chomsky N. Media Control: The Spectacular Achievements of Propaganda. New York, Seven Stories Press, 2004.

Cunningham S. The Idea of Propaganda: A Reconstruction. Westport, Praeger, 2002.

Rutherford P. Endless Propaganda: The Advertising of Public Goods. Toronto, University of Toronto Press, 2000.

Akin Unver H. Digital Challenges to Democracy: Politics of Automation, Attention and Engagement. Journal of International Affairs, 2017, vol. 71, no. 1, pp. 127–146.

Schiffrin A. Disinformation and Democracy: the Internet Transformed Protest but Did Not Improve Democracy. Journal of International Affairs, 2017, vol. 71, no. 1, pp. 117–126.

Bradshaw S, Howard F. The Global Organization of Social Media Disinformation Campaigns. Journal of International Affairs, 2017, vol. 71, no. 1, pp. 23–32.

Vasil’kova V. V., Legostaeva N. I. Social bots in political communication. Vestnik RUDN. Seriia Sotsiologiia, 2019, no. 1, pp. 121–131. (In Russian)

Wood A. Propaganda and Democracy. Theoria: An International Journal for Theory, 2016, vol. 31, no. 3, pp. 381–394.

Stanley J. How Propaganda Works. Princeton, Princeton University Press. 2015.

Berneis E. Propaganda, transl. by I. Iushchenko. Moscow, Hippo Publishing, 2010. (In Russian)

Tsuladze A. M. Political manipulation or conquering the crowd. Moscow, Knizhnyi dom Universitet Publ., 1999. (In Russian)

Predvechnyi G. P., Sherkovin Iu. A. Social psychology. Moscow, Politizdat Publ., 1975. (In Russian)

Aronson E., Pratkanis E. Age of propaganda: The Everyday Use and Abuse of Persuasion. St. Petersburg, Praim-EVROZNAK Publ., 2003. (In Russian)

Voitasik L. Psychology of political propaganda. Moscow, Progress Publ., 1981. (In Russian)

Kara-Murza S. Mind manipulation. Moscow, Eksmo Publ., 2006. ( In Russian)

Lassvell G. Propaganda Technique in the World War. Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoe izdatel’stvo; otdel voennoi literatury Publ., 1929. (In Russian)

Lebon G. Psychology of a crowd. Moscow, In-t psikhologii RAN, KSP Publ., 1998. (In Russian)

Khalpern D. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. (In Russian)

Taylor P. M. Munitions of the mind: A history of propaganda from the ancient world to the present day. Manchester; New York, 1995.

Lasswell H. D. The Theory of Political Propaganda. The American Political Science Review, 1927, vol. 21, no. 3, pp. 627–631.

Shchedrovitskaia M. Patrik Champagne: make an opinion. So-Obshchenie, 1999, no. 1. Available at: http://www.soob.ru/n/1999/1/5/1 (accessed: 10.12.2019). (In Russian)

Volodenkov S. V. The influence of Internet communication technology on modern socio-political processes: scenarios, challenges and actors. Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 2019, no. 5, pp. 341–365. (In Russian)

Hasher L., Goldstein D., Toppino T. Frequency and the conference of referential validity. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1977, no. 16 (1), pp. 107–112.

Fazio L. K., Brashier N. M., Payne B. K., Marsh E. J. Knowledge Does Not Protect Against Illusory Truth. Journal of Experimental Psychology: General, 2015, vol. 144, no. 5, pp. 993–1002.

Friggeri A., Adamic L. A., Eckles D., Cheng J. Rumor Cascades. Proceedings of the Eighth International AAAI Conference on Weblogs and Social Media. Michigan, USA. June 1–4, 2014. Published by The AAAI Press, Palo Alto, California, pp. 101–110.

Bakshy E., Eckles D., Yan R, Rosenn I. Social influence in social advertising: evidence from field experiments. Proceedings of the 13th ACM Conference on Electronic Commerce (EC ‘12). 2012. ACM, New York, USA, pp. 146–161.

Bakshy E., Messing S., Adamic L. Exposure to ideologically diverse news and opinion on Facebook. Research Reports. Political Science, 5 June 2015, vol. 348, iss. 6239, pp. 1130–1132.

Vasil’kova V. V., Sadchikov D. I. Fakes and bots as mechanisms of information distortion in social networks. Kazanskii sotsial’no-gumanitarnyi vestnik, 2019, no. 2, pp. 24–30. (In Russian)

Conroy N. J., Rubin V. L., Chen Y. Automatic deception detection: Methods for finding fake news. ASIST’15. Proceedings of the 78th ASIS&T Annual Meeting: Information Science with Impact: Research in and for the Community. St. Louis, Missouri. 2015. November 6–10. Available at: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/pra2.2015.145052010082 (accessed: 09.12.2019).

Klein D. O., Wueller J. R. Fake news: A legal perspective. Journal of Internet Law, 2017, vol. 20, no. 10, pp. 5–13.

Pérez-Rosas V., Kleinberg B., Lefevre A., Mihalcea R. Automatic Detection of Fake News. Proceedings of the 27th International Conference on Computational Linguistics. August 2018. Santa Fe, New Mexico, USA. Publisher Association for Computational Linguistics, pp. 3391–3401.

Wu K., Yang S., Zhu K. Q. False rumors detection on Sina Weibo by propagation structures. IEEE 31st International Conference on Data Engineering 13–17 April 2015. Available at: https://ieeexplore.ieee.org/document/7113322 (accessed: 10.12.2019).

Shu K., Sliva A., Wang S., Tang J., Liu H. Fake News Detection on Social Media: A Data Mining Perspective. ACM SIGKDD Explorations Newsletter, 2017, vol. 19, iss. 1, pp. 22–36.

Ferrara E., Varol O., Davis C., Menczer F., Flammini A. The rise of social bots. Communications of the ACM, 2016, vol. 59, no. 7, pp. 96–104. https://doi.org/10.1145/2818717.

Stieglitz S., Brachten F., Ross B., Jung A.-K. Do Social Bots Dream of Electric Sheep? A Categorisation of Social Media Bot Accounts. Australasian Conference on Information Systems. Hobart, Australia. 2017. Available at: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1710/1710.04044.pdf. (accessed: 10.12.2019).

Metaxas P. T., Mustafaraj E. Social media and the elections. Science, 2012, vol. 338, no. 6106, pp. 472–473. https://doi.org/10.1126/science.1230456.

Bessi A., Ferrara E. Social Bots Distort the 2016 US Presidential Election Online Discussion. First Monday, 2016, vol. 21, no. 11. Available at: https://firstmonday.org/article/view/7090/5653 (accessed: 11.12.2019).

Howard P. N., Bolsover G., Kollanyi B., Bradshaw S., Neudert L. Junk news and bots during the U. S. Election: What were Michigan voters sharing over Twitter? CompProp, OII Data Memo: Project on Computational Propaganda, 2017, vol. 1. Available at: https://comprop.oii.ox.ac.uk/research/working-papers/junk-news-and-bots-during-the-u-s-election-what-were-michigan-voters-sharing-over-twitter/ (accessed: 11.12.2019).

Schäfer F., Evert S., Heinrich P. Japan’s 2014 General Election: Political Bots, Right-Wing Internet Activism, and Prime Minister Shinzō Abe’s Hidden Nationalist Agenda. Big data, vol. 5, no. 4, pp. 294–309.

Forelle M. C., Howard P. N., Monroy-Hernandez A., Savage S. Political bots and the manipulation of public opinion in Venezuela. CompProp, OII Data Memo: Project on Computational Propaganda, 2015, vol. 1. Available at: http://comprop.oii.ox.ac.uk/wp-content/uploads/sites/89/2015/08/COMPROP-2015-1.pdf (accessed: 11.12.2019).

Arnaudo D. Computational Propaganda in Brazil: Social Bots During Elections. Project on Computational Propaganda, 2017, vol. 8, pp. 1–39. Available at: https://comprop.oii.ox.ac.uk/research/working-papers/computational-propaganda-in-brazil-social-bots-during-elections/ (accessed: 11.12.2019).

Varol O., Ferrara E., Davis C. A., Menczer F., Flammini A. Online human-bot interactions: Detection, estimation, and characterization, in: Eleventh international AAAI conference on web and social media. 2017. Available at: https://www.researchgate.net/publication/314433388_Online_Human-Bot_Interactions_Detection_Estimation_and_Characterization (accessed: 12.11.2019).

Manovich L. The Science of Culture? Social Computing, Digital Humanities and Cultural Analytics. Available at: http://manovich.net/content/04-projects/088-cultural-analytics-social-computing/cultural_analytics_article_final.pdf (accessed: 11.12.2019).

Volodenkov S. A. Digital technologies as a factor in changing relations in the state-society system. Navstrechu “tsifrovomu obshchestvu”: ekspertnye otsenki i prognozy. Moscow, Nauka Publ., 2019, pp. 9–12.(In Russian)

Vasil’kova V. V., Legostaeva N. I., Radushevskii V. B. Social bots as a tool for the development of civic participation. Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 2019, no. 5, pp. 19–42. (In Russian)

Velázquez E., Yazdani M., Suárez-Serrato P. Socialbots supporting human rights. AIES‘18 Proceedings of the 2018 AAAI/ACM Conference on AI, Ethics, and Society. New Orleans, LA, USA, 2017, pp. 290–296.

Ford H., Puschmann C., Dubois D. Keeping Ottawa Honest, One Tweet at a Time? Politicians, journalists, Wikipedians and their Twitter bots. International Journal of Communication, 2016, vol. 10, pp. 4891–4914.

Hwang T., Woolley S. How Politicians Should and Shouldn’t Use Twitter Bots. Slate, 2016. Available at: https://slate.com/technology/2016/03/how-politicians-should-use-twitter-bots.html (accessed: 11.12.2019).

Загрузки

Опубликован

30.04.2020

Как цитировать

Василькова, В. В., & Трекин , П. А. (2020). Компьютерная пропаганда: структурные характеристики и векторы исследования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(1), 68–83. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.105

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)